Главная Общество Жизнь, которую прожила Екатерина
22.11.2013
Просмотров: 1824, комментариев: 1

Жизнь, которую прожила Екатерина

 14 ноября из рук депутата МО «Городское поселение Звенигово» И.Шумкова  поздравительную телеграмму получила Е.Ембатурова – заслуженный учитель Марийской АССР. С 95-летним юбилеем ветерана тыла поздравил В.Путин – от него пришло правительственное письмо с пожеланием крепкого здоровья, благополучия и всего самого доброго. Многие земляки знают Е.Ембатурову как замечательного педагога, толкового организатора, способного руководителя, но в ее юбилейный год речь пойдет не о работе, а о ней – Екатерине Васильевне Ембатуровой – обаятельной и мудрой женщине, преданной супруге, заботливой матери...

 

От войны гражданской до Отечественной

В школе и институте Екатерину Маслову иначе как Катюшей никто не называл – написанный на рубеже веков роман «Воскресение» знали тогда практически все, кто умел читать. А вот читать-то умели вовсе немногие...

Родилась Катюша Маслова в глубине Камскоустьинского района в русском селе Сюкеево (недалеко от этого села в 2011г. потерпел крушение теплоход «Булгария»). Село было основано еще в период Казанского ханства, располагалось в долине, меж холмов. Сюкеево было большим, зажиточным. Как-то раз Катюша пересчитала все дома в селе, насчитала 1200, а на самом деле 1700 дворов было – так сказал девочке отец.

В селе Масловы жили на самой большой улице – улице Старая Голодавка. Дом был небольшим: в углу стол, две лавки, киот с образами, у стены – большая печь да конник – деревянная кровать. На коннике лежала старенькая прабабушка, на печи – древний прадедушка, и сколько им было лет, даже сами они не знали, метрик у них не было.

 

Отсутствовали документы у многих жителей, особенно женщин. Мужчины работали –  занимались производством алебастра, извести и кирпича, а женщины ткали дома холсты, пряли шерсть, перерабатывали в масло льняное семя – незачем было девочкам осваивать грамоту... Но стоило только соседской девчонке бросить младшей Масловой фразу: «Пошли, Катька, в школу!», как девочка, недолго думая, побежала к матери со словами: «Учиться хочу!»

Метрики в сельсовете получала шестилетняя Катюша сама, справку выдал девочке подросток: в августе взрослых в сельсовете не было, как-никак страда в самом разгаре. Мать дома ахнула: «Как это день рождения 14 ноября!? Ты же тогда еще не рожона была! Накануне Михайлова дня ты свет Божий увидела...» Вот так, волею судьбы, стала дважды в году Екатерина Васильевна день рождения праздновать: 14 и 20 ноября.

Учеба в школе давалась Екатерине легко, вот только русский язык с математикой слегка «хромали»... На четвертом году обучения пришлось Кате с бабушками остаться: отца перевели из ОРСа Камского Устья, где тот работал продавцом мясопродуктов, в ОРС поселка Звенигово. Но уже на следующий год девочка переехала в марийский край, в Сюкеево школа была четырехклассной.

«Наша семья жила в половине домика, что стоял позади магазина №1 на улице, которая тогда называлась Лесной. Во второй половине дома размещалась контора ОРСа. Деревянная школа, в которую я пришла учиться, показалась мне огромной! Детишек много было, моих одногодок в три класса еле «вместили»... – рассказывает Е.Ембатурова. – «Школу я закончила в 1937 году. В выпускном классе только четыре девчонки было, не принято было тогда девушкам учиться, скорее замуж надо было выходить. Но я и моя одноклассница Ирина Соснина решили стать учителями, поступили в г.Йошкар-Олу. Еще одна девушка из Чуваш-Отар уехала учиться в Чебоксары, а ее односельчанка недолго прожила – сгубил нашу выпускницу туберкулез…»

Через несколько лет в институте Екатерину перестали называть Катюшей Масловой, в списках обучающихся ее записывали под новой фамилией – Ембатурова. В обаятельную девушку влюбился один из лучших студентов физико-математического факультета Виктор Ембатуров…

Родом муж Екатерины был из деревни Петухово (Горномарийский район), профессию Виктор выбрал неслучайно: его отец Николай Никифорович был опытным учителем, интеллигентным, уважаемым всеми односельчанами педагогом. До революции  Николай Ембатуров служил в царской армии, был командиром, с приходом советской власти покинул вооруженные силы, переучился и стал директором Микряковской школы. Мать Виктора происходила из семьи священнослужителей.

 

Учитель – мирный человек

Не довелось Виктору Ембатурову закружить в легком вальсе Катеньку на выпускном балу, и даже экзамены сдавать его однокурсникам не пришлось: обрушилась война.

В одночасье покинули мужчины дом на улице Лесной: уехал на фронт отец Екатерины, призвали в армию ее мужа и старшего брата Ивана. Виктор уехал в Оренбург, где его должны были обучить премудростям зенитной стрельбы.

Неожиданная встреча ожидала лейтенанта Ембатурова в кровавых боях под Воронежем… В то страшное время линия передовой проходила через всю столицу Черноземья, начиная с июня 1942 года и почти до конца января 1943 года – 212 дней и ночей… Здесь, среди грохота зениток, гула авиабомб и предсмертных криков товарищей Виктор встретил Ваню Маслова. Увы, Виктор стал последним родственником, голос которого Ваня услышал перед смертью… Через месяц Екатерина в военкомате получила похоронку на брата.

А в Марий Эл жизнь оставалась относительно спокойной: лишь однажды слышали звениговцы гул бомбардировщиков разведки Люфтваффе, которые вели аэрофотосъемку крупнейших промышленных предприятий Казани. Молодой преподаватель химии и биологии Екатерина Ембатурова не захотела оставаться в глубоком тылу, и по распоряжению комсомольской организации отправилась на восстановление только освобожденных районов Беларуси и Украины.

Вместе с преподавателем звениговской школы Ольгой Михайловной Сосниной и учителем начальных классов из поселка Юрино отправилась Екатерина сначала в Москву, а оттуда – в Киев.

Столица Украины поразила провинциальных девушек, но, увы, отнюдь не красотой. В только освобожденном Киеве предстала перед глазами девушек картина безрадостная и удручающая: высокие, девятиэтажные, дома стояли опустевшие, покрытые копотью, без крыш, с разбитыми окнами. Только ветер гулял по этажам, выдувая бетонную пыль и вызывая монотонный скрип уцелевших кое-где дверей…

 

В нескольких десятках километров от Киева все еще шли бои, поэтому «на обед» вместе с хлебом девушки «получили» первую в своей жизни бомбежку… До Днепропетровской трудовой воспитательной колонии для малолетних преступников, где молодым учительницам предстояло работать, добирались девушки на товарняке, затем 40 км пешком. В пути многое пришлось услышать Екатерине от настрадавшихся украинцев. Вспоминает Е.Ембатурова: «Одна женщина рассказала, как после изгнания фашистов на ее глазах молодая мать крикнула: «Смерть немецким оккупантам!» А затем схватила кроху-ребенка за ножки и ударила с размаху об столб… Оказалось, ребенок был рожден ею от немца…»

Когда до колонии осталось преодолеть пару километров, девушки заметили колючую проволоку, ограждающую поле, пройдя через которое можно было значительно сократить путь. Так девушки и поступили… Внезапно над головами Катюши, Лёли и их спутницы ударила автоматная очередь! «Немцы!» - мелькнула отчаянная мысль в голове Екатерины. Одновременно с выстрелами начали взрываться бомбы – девушки опрометью бросились врассыпную… Пробежав через поле, заплаканные, насмерть перепуганные девушки увидели табличку, на которой было написано: «Осторожно! Поле заминировано!» Оказалось, солдаты пытались предупредить их об опасности. Тут все трое вновь ударились в слезы…

В колонии детей еще не было, неподалеку, в 30 км, шли бои. Прямо возле трехэтажного корпуса, где должны были жить воспитанники, солдаты вырыли огромную братскую могилу, куда перезахоронили всех наспех погребенных и тут, и там воинов.

Долгое время сотрясали взрывы территорию колонии: непослушные, своевольные ребята находили в земле гранаты, мины, и вопреки запретам преподавателей и воспитателей, разбирали их… Часто приходилось хоронить совсем юных ребят, практически детей…

 

Листаю жизни старую тетрадку

Пришла Победа… Все, кроме Вани, вернулись в домик на Лесной: глава семьи Василий, Катя с маленьким сыном и мужем.

После демобилизации Виктор Ембатуров стал директором в школе рабочей молодежи, Екатерина Васильевна работала завучем местной семилетки. Вскоре у молодой семьи появился свой дом, родился второй сын.

В 1960 году Екатерина Васильевна Ембатурова получила звание Заслуженного учителя МАССР. В декабре 1961 года новое учебное заведение – Звениговская школа-интернат – раскрыло двери для своих воспитанников. Директором школы была назначена М.Скопина. В течение 15 лет бессменным завучем, проработавшим до выхода на пенсию, была Екатерина Васильевна. Она проработала здесь до 1974 года…

 

***

Лет 15 назад автор статьи после школы шла домой, и, как говорится, бес попутал: великолепные кусты сирени возле одного из домов по ул.Бутякова так и манили к себе! Поиски заветных «пятилистиков» успехом не увенчались – хозяйка дома неожиданно выглянула из-за забора и... нарвала букет душистой сирени. С улыбкой и добрыми пожеланиями женщина вручила мне цветы... Сколько лет прошло, а доброту не забыть! Вот уж не думала я тогда, что когда-то побываю в доме незнакомой мне доброй хозяйки... Спасибо вам, Екатерина Васильевна, за ваш жизненный опыт, за доброту и знания, которыми вы всегда делились с другими! Доброго здоровья желают вам бывшие воспитанники, коллеги и читатели «ЗН».

Фото и текст О.Перцевой

 

 

 

Комментарии

Добрый день! Случайно прочитала Вашу статью. Мои родственники по папиной линии. Моя прабабушка Ембатурова Екатерина Ивановна тоже работала в этом интернате. Папа был из этого интерната (его отец погиб в 1944, а мама умерлав 1946) Как бы хотелось узнать подробнее обо всех. Куда можно обратиться с этим вопросом*

Ирина
06.02.2020, 08:47

Оставить комментарий

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

реклама

# # #