Главная Общество Жизнь как один большой урок
08.11.2013
Просмотров: 1404, комментариев: 0

Жизнь как один большой урок

Подходя к дому, где проживает Григорьев Валерий Григорьевич, я вспомнила: говорят, что о нем отзываются как об очень эрудированном человеке. В гостевой комнате хозяина, как практически у всех пожилых людей, бросилась в глаза стопка коробочек с лекарствами, а около нее, на журнальном столике книга Эдварда Радзинского «Боги и люди». Заметив мое любопытство, Валерий Григорьевич пояснил, что на день рождения книжку вместе с поздравительной открыткой прислала его племянница. И тут подумалось: и, правда, Валерий Григорьевич человек начитанный, знающий толк в книгах.

А какой ближе к Чебоксарам?

Юбиляру, ветерану-тыловику Великой Отечественной войны, нынче исполняется 85 лет.

В 1945 году окончив 10 классов школы, Валерий решил поступать на исторический факультет педагогического института г.Чебоксары. Его желание осуществилось, но бытовые неурядицы очень скоро заставили его взглянуть на ситуацию с другой стороны. Общежития не было. Снять какое-либо жилье было трудно, в городе было много эвакуированных.. Первое время пришлось жить у знакомых. Однажды после занятий, услышав обрывки разговора: «Давайте нам работника, помощника! Нас ведь только трое, нужен четвертый человек…»: с помощником ректора института по хозяйственной части беседовал коренастый мужчина, Валерий тут же вклинился в чужой разговор с предложением взять его в работники. Так всю зиму и проработал в кочегарке, параллельно с этим посещая занятия.

На втором курсе Валерию посчастливилось встретить знакомого из соседней деревни, обучающегося в Поволжском лесотехническом институте (сейчас ПГТУ) г.йошкар-Олы. Разговорились. «Слушай,- сказал ему знакомый,- у нас по-соседству недалеко пединститут есть, там есть общежитие».

Была-не была! Валерий поехал в Марийскую республику подавать документы на исторический факультет пединститута. Его зачислили на третий курс и рядом - общежитие. Пединститут Валерий закончил в 1949 году. Министерство просвещения стало распределять молодые кадры по районам республики. Когда очередь дошла до Валеры, представители министерства поинтересовались, куда молодой специалист хотел бы отправиться, Валерий тут же спросил: «А какой район ближе к Чебоксарам? Я с Чувашии, тянет меня на родину».

Министерство просвещения назначило Валерия в распоряжение роно Звениговского района. Приезжает Валерий в Звениговское роно и с той же просьбой: «Мне бы в такую школу, которая ближе к Чебоксарам». И попал в Долгую Старицу, в глухие леса. Школа в Долгой Старице была отдаленная, учителей с высшим образованием не хватало, поэтому молодого человека определили преподавать сразу несколько предметов: историю, географию, конституцию и немецкий язык.

Служу Советскому Союзу!

Проучительствовав год, Валерий получил повестку в Советскую Армию. Призывников отправили на сбор в Йошкар-Олу. На призывном пункте тех, у кого было высшее или техническое образование собрали в отдельную группу и отправили в г.Вольск, где собрали в особую роту для ускоренной подготовки авиаспециалистов в авиационном училище. Потом он попал в в 45 Воздушную армию, в 425 особый разведывательный авиаполк, базирующийся в Чите. Сначала юным летчикам пришлось побороздить воздушное пространство на поршневых самолетах «ЛА-11», затем стали приходить реактивные самолеты «МИГ-15». «В скором времени я стал механиком «МИГ-15»,- рассказывает Валерий Григорьевич. – И так я прослужил до 1953 года».

Возвращался Валерий в Долгую Старицу к молодой жене Валентине, с которой успел расписаться перед отъездом в армию. Зазноба сердца появилась у Валерия еще до отъезда в армию. Долго дружили. Валентина, узнав, что Валеру забирают в армию, в слезах воскликнула: «Ну как же так?». Валера поступил по-мужски: «Поехали со мною в Звенигово, там и распишемся». Недолго думая, поехали в райцентр и расписались в поселковом совете.

Меня зовут — рабочий класс

После Армии Министерство просвещения МАССР предложило молодому специалисту на выбор пойти работать или в Кужмарскую, или в Звениговскую средние школы. Валерий Григорьевич выбрал Звенигово. Проработал больше года учителем. Затем молодого специалиста вызвал к себе секретарь райкома партии Дробан Терентий Михайлович, предложил стать директором школы. Валерий Григорьевич категорически отказался, ссылаясь на молодость и неопытность. Через год его опять вызвали в райком партии и уже назначили директором вечерней школы. Учительский состав школы стал ходить по предприятиям предлагая рабочим пойти учиться в школу, закончить курс среднего образования. В основном учениками школы были рабочие завода им. С.Н.Бутякова.

В вечерней школе набирались ученики в 10, 9, 8, 7, 6 классы, так как в то время у многих образование было только пятилетним. Уроки в школе начинались в семь и продолжались до десяти вечера. Рабочие, закончив смену на заводе, шли домой поужинать и переодеться, а затем отправлялись на занятия. Бывало, что просидев час на уроке, на втором часе ученики начинали засыпать. Но что поделать - люди все рабочие, устанут за день, а потом еще и в школу идти надо. Учителя, в свою очередь, вдохновляли на учебу учеников таким способом: по итогам полугодия или года ходили по цехам и знакомили начальников цехов, мастеров с успеваемостью учеников, их подчиненных.

Валерий Григорьевич был активным участником Марийского отделения Общества «Знание», читал лекции. Его слушать любили, так как он читал не по бумажным конспектам, а «вживую». В его домашнем архиве хранится благодарственная грамота Общества от 3 ноября 1965 года за активное участие в деле распространения политических и научных знаний среди трудящихся. Проработал Валерий Григорьевич директором вечерней школы девять лет, затем перешел работать учителем истории и воспитателем в школу-интернат под руководство Ахкамова Александра Ахкамовича...

Сейчас Валерий Григорьевич давно на пенсии и давно уже не работает. Любит читать газеты, прежде всего «Аргументы и факты», которую Валерий Григорьевич покупает постоянно и прочитывает от корки до корки. Его дом на улице Пушкина уже тоже такой же состарившийся, как и его жильцы, ждет своей участи. Говорят, его скоро будут сносить и тогда Валерий Григорьевич переедет в новую и светлую квартиру.

***

Вспомнилось Валерию Григорьевичу его далекое детство, отец с матерью, братья. В семье было пятеро сыновей. Помнит, как раскулачивали его отца. К его деду, столяру-краснодеревщику, мастеру своего дела, все церкви в округе ходили заказывать церковный инвентарь. От дела в доме отца Валерия оставались его изделия: стулья с закругленными ножками и спинками, стол с резными ящичками – все изумительной работы. Отец жил боле менее исправно, в хозяйстве были выездной тарантас, сани, держали корову, лошадь. В пору массовой коллективизации отца записали в кулаки. Отобрали скот, тарантас, сани, сбрую для упряжки. Семью выгнали на улицу и поселили в ветхую избу напротив. Брат отца, принявший Советскую власть и работавший в присутственных местах, человек довольно смелый, узнав о таком повороте дел, пошел до Москвы, успел написать письмо всероссийскому старосте Калинину Михаилу Ивановичу. Ответ пришел в чувашский обком партии, отца реабилитировали, семью вернули обратно в свой дом…

Все старшие братья Валерия побыли на фронтах Великой Отечественной войны. Якова во время войны контузило. После боя похоронная группа солдат шла по полю, подбирая убитых и раненых. Смотрят, хорошие сапоги торчат из земли, кирзовые. Стали сапоги стаскивать - тело раненого наполовину было засыпано землей – ноги теплые. Вытащили, был еще живой, без памяти. Якова отправили в госпиталь. После выздоровления его отправили в Новосибирск, в школу «Смерш», но в школу не взяли. Из сельсовета пришла справка, что отца раскулачивали и его вновь отправили на фронт…

Н.БАЛАБАНОВА.

Фото автора.

 

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

реклама

# # #