Юбилей Героя
19 ноября 2014 года исполняется 95 лет со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Михайловича Кологривова, уроженца с. Кокшайска Звениговского района.
Лётчик-истребитель военно-морской авиации начал свой боевой путь с первых минут Великой Отечественной войны. Нашему земляку довелось защищать Севастополь, Кавказ, освобождать от фашистских захватчиков Крым, Украину, Молдавию, Победу он встретил в Болгарии. Президиум Верховного Совета СССР 5 ноября 1944 года гвардии капитану Кологривову Михаилу Михайловичу присвоил высшее военное отличие – звание Героя Советского Союза с вручение ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Вот как пишет о нём в наградном листе Герой Советского Союза командир полка М. В. Авдеев: «Всегда рвётся в бой первым и ищет врага, несмотря ни на какие метеорологические условия летает днём и ночью…». К этому времени лётчик совершил 583 успешных боевых вылета, провёл 130 групповых и 64 одиночных боя.
После войны лётчик жил в Одессе. Его сердце перестало биться в 42 года. Память о Герое хранят в Севастополе, в Одессе и на его малой родине в Кокшайске. В Музее истории Кокшайска есть стенд, посвящённый земляку. Музей ведёт переписку с детьми М. М. Кологривова его дочь, Наталья Михайловна Поливанова (она ровесница Победы) живёт в Новосибирске, а сын, Михаил Михайлович Кологривов (он полный тёзка своего отца) – в Одессе.
Приведём отрывок из письма сына Героя: «Фигуры высшего пилотажа наиболее эффектно выполнял мой отец. Особенностью пилотирования самолёта моим отцом являлось то, что отец пилотировал самолёт на очень низких высотах над поверхностью моря (приблизительно 10 м). Скрытно подлетал к неприятелю и атаковал его. Также отец лучше других выполнял сложнейшую фигуру пилотажа «бочку», при выполнении которой перегрузки на летчика составляли более 10 единиц…».
И ещё отрывок о событиях во время Ялтинской конференции 1945 года. «События, пишет он, – происходили на аэродроме «Бельбек» в Севастополе. Конференцию охраняли воинские подразделения Советской Армии с участием летчиков Великобритании и США. Сошлюсь на книгу Авдеева, в которой об этом говорится так. Американцы в свойственной им манере начали показывать своё мастерство пилотирования. Естественно, что наши командиры и лётчики должны были ответить на этот вызов. Дело в том, что летчики союзников с первого дня пребывания на советском аэродроме начали ранние утренние тренировки. Тренировались бы над аэродромом — бог с ними, кто бы им стал мешать? Вся беда в том, что тяжелые машины, все расширяя и расширяя радиус полета, почти на бреющем носились над крышами домов окрестных городов и сел. В окнах дрожали стекла. Никто не мог буквально найти себе места: полеты начинались чуть свет и нередко затягивались до глубокой ночи. Стали искать «дипломатический» выход. Нашел его командующий ВВС Черноморского флота генерал Ермаченков. Людям — ни сна, ни покоя. Надо с этим как-то «дипломатично» кончать. И я вот что надумал. Подними-ка ты во время этих полетов пару своих ястребков и «покажи» союзникам сверхнаивысший пилотаж. Так сказать, в порядке «обмена опытом». Высокая «честь» показать союзникам «сверх наивысший» пилотаж выпала на долю Кологривова, Гусакова и Степана Петрова. Назавтра с самого утра летчики и техники с «Москито» и «Лайтингов» расположились у своих машин. Все с интересом ожидали «представления». Пока Кологривов, Гусаков и Петров находились на земле, к ним началось паломничество союзных летчиков. Они с любопытством рассматривали «яки». Градом сыпались вопросы...
Кологривов и Гусаков договорились: пилотировать прямо над самолетами союзников, выходить из фигур на высоте 50-100 метров, взлетать — между рядами машин англичан и американцев. Гусаков взлетел, набрал скорость, зашел точно вдоль стенки «Москито» и «Лайтингов» и на высоте всего 50 метров начал головокружительный высший пилотаж. Петля, иммельман с полуторной бочкой, переворот, ранверсман, восходящий штопор, обычный штопор, боевой разворот — подчас Василию казалось, что от таких перегрузок «як» вот-вот развалится. То же самое проделывает Кологривов. Он идет в «атаку»: на высоте 400 метров — глубокий вираж. С плоскостей и стабилизатора срываются дымчатые струи разорванного воздуха. И сразу — шесть бочек подряд.
На земле творилось что-то невообразимое: вверх летели шапки, шлемы. Союзные пилоты свистели (они так выражают свой восторг), хлопали, орали. Командующий поздравил летчиков: «Теперь они утихомирятся. Ведь у них был один аргумент: мы отрабатываем технику пилотирования. После сегодняшнего… вряд ли они столь рьяно будут демонстрировать эту «технику»… Так все и случилось: на аэродроме установился порядок. Полеты союзных машин стали проходить по заранее разработанным маршрутам и в определенное время. А над Ялтой и вокруг нее непрерывно патрулировали наши «яки». Командующий Ермаченков наградил отца часами за показательный пилотаж во время Ялтинской конференции. Часы у отца были до конца 50-х годов». Кологривову тогда было 25 лет.
Память о ратных подвигах земляка и других героев Великой Отечественной войны – в наших сердцах. Мы благодарны им за жизнь, за свободу, за счастье. В будущем в п. Кокшайск планируется поставить бюст нашему знаменитому земляку, Герою Советского Союза Михаилу Михайловичу Кологривову.
Э.Патрушев, работник Музея истории Кокшайска
Уважаемый Эрик Степанович! Вы написали замечательную статью О Герое Советского Союза Вашем земляке Кологривове Михаиле Михайловиче. Но у меня есть к Вам вопросы, которые не хотелось бы обсуждать публично. Пожалуйста, ответьте мне по электронной почте, я её знаю. С уважением Галина Александровна
Оставить комментарий