Свети, Светлячок!
Свети, «Светлячок»!
Ровно 35 лет назад в Звенигово появился новый детский сад. Имя ему дали яркое, светлое – «Светлячок».
В народе его прозвали передовым, лидирующим дошкольным учреждением, и это неспроста.Со времени своего появления он ни разу не закрывался в тяжелые 90-е годы, а развивался и приумножал свои успехи и достижения.
«А как мы его назовем?»
В середине 70-х годов XX века в стране, в связи с бумом рождаемости, резко не стало хватать дошкольных учреждений. Вышел приказ: немедленно заменять любые здания под детские сады. «ПМК-324» (Передвижная механизированная колонна - строительная организация со своей техникой, которая выполняет работы на выезде,- ред.) решила построить здание с присвоением ему адреса улица Пионерская, дом 3. Здание уже было полностью готово и сдано в эксплуатацию, заселяли людей. Но с выходом приказа положение дел переменилось: первый этаж стали ломать и перестраивать под детский сад.
На тот момент Нина Николаевна Полевщикова работала методистом детского сада «Колокольчик». Нина Николаевна вспоминает: «Когда меня стали назначать на должность заведующей, спросили председателя горсовета, кто сможет справиться с такой большой задачей – открытие детского сада? Он назвал меня: только она сможет справиться с такой работой. На должность я категорически соглашаться не хотела. Тогда все было плановое, ничего не было, без плана нужно было завезти оборудование и все сделать. Это была очень большая ответственность взять на себя такое дело. Меня вызвали в райком, там я подтвердила свой отказ. Мне ответили, раз не соглашаюсь, меня вызовут на бюро райкома партии, и назначат через него. Не стала дожидаться бюро и согласилась».
Почти год пришлось полностью завозить оборудование, оборудовать помещение, облагораживать территорию. Детский сад открылся 7 ноября 1977 года. Первоначально детский сад хотели назвать «7 ноября» в честь Дня Октябрьской революции, но Нина Николаевна воскликнула: «Да вы что! Такого детского сада не бывает! – А как мы его назовем? – Светлячок!».
На старом месте «Светлячок» прожил девять лет. За это время детский сад из ведомства районного отдела образования передали в «ПМК-324», Мельникова заменил Толмачев Леонид Александрович. Несмотря на то, что садик благополучно функционировал, согласно ГОСТУ и типовому проекту детских садов он не соответствовал. Перед новым руководством ПМК стала задача построить новое помещение детского сада. На дворе шли 80-е годы, период застройки многоквартирных домов в районе «Ангара». Между домами тоже на пригорок, как на старом месте, «переселилось» новое здание будущего детского сада. Толмачев поставил заведующую перед фактом: детский сад забирает под контору ПМК, а Нина Николаевна переходит в новое здание. Открывать вновь детский сад в предпенсионном возрасте ей было тяжело, но руководство ПМК все оборудование взяло на себя. У «Светлячка» состоялось новое рождение 5 октября 1986 года. Вместе с заведующей в новое здание переселился дружный коллектив педагогов. Это Юлия Ивановна Осетрова, Лина Семеновна Павлова, Галина Петровна Назаренко, Елена Алексеевна Климова, Ирина Алексеевна Кулалаева, Ольга Павловна Бочкарева, Нина Аркадьевна Чугунова, Нина Петровна Мудрова, Галина Михайловна Пискарева.
Вахту передовика – молодым
При грамотном руководстве Нины Николаевны Полевщиковой детскому саду был присвоен статус коррекционного детского сада. Ее решение было обусловлено увеличением количества детей с нарушением речи. Открыли еще одну ставку – логопед, в штат приняли Ирину Ивановну Ваапову. Но время не стоит на месте, все течет и изменяется. На смену стажистов пришли новые воспитатели, специалисты, сменилась и заведующая. В течение пяти лет заведовала детским садом Клементьева Людмила Петровна.
На ее место пришла молодая и энергичная Елена Вадимовна Чернышова. Новое руководство детского сада решило не только нести передовую вахту, положенного Ниной Николаевной, но и приумножить ее начинания. В условиях постоянно меняющихся требований к воспитанию детей Елена Вадимовна вкупе со старшим воспитателем Надеждой Александровной Гарифуллиной не боятся трудностей, в учебно-воспитательный процесс стали вводить новые педагогические технологии и инновации. Елена Вадимовна, в силу своего неугомонного характера, не может стоять на месте, не боится трудностей в достижении целей. Как некий двигатель она продвигает развитие дошкольного учреждения вперед, заряжая коллектив своей энергетикой. Елена Вадимовна, анализируя работу своего дошкольного учреждения, поняла, что в детском саду возникла потребность в инновациях, так как появились противоречия между желанием и реальным результатом. Причиной нововведений является стремление педагогического коллектива повысить качество предоставляемых услуг населению, сделать их более разнообразными и тем самым обеспечить конкурентоспособность ДОУ и держать его на высоком уровне.
За время руководства Еленой Вадимовной в саду открылась еще одна логопедическая группа, которая со временем была переформирована в дефектологическую группу для детей с задержкой психического развития. Ее открытие было связано с тем, что с каждым годом стал увеличиваться процент детей с проблемами в развитии. Основная деятельность педагогического коллектива направлена на выравнивание стартовых возможностей у детей с задержкой психического развития при подготовке к школе. По словам воспитателя, Нины Аркадьевны, к моменту выпуска детей из дефектологической группы дети полностью готовы к учебе в школе.
В дефектологической группе пять раз в неделю фронтальные занятия с ребятишками проводит логопед-дефектолог Шемарина Юлия Вячеславовна по 25 минут каждое. Индивидуальные занятия вместе с родителями она проводит каждый четверг. На каждое последующее занятие Юлия Вячеславовна дает домашнее задание, показывает на личном примере как правильно поставить звуки, выполнять задания дома с ребенком, при этом наблюдая за правильным произношением звуков.
На пути эксперимента
Логопедическая и дефектологические группы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. В связи с увеличением детей с проблемами в развитии руководству детского сада пришла идея создания в 2010 году на базе детского сада на экспериментальной основе Службы ранней помощи детям, целью которой является оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми раннего возраста. В организации Службы ранней помощи детям «Светлячку» большую помощь оказал «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» г.Йошкар-Олы.
Экспериментальная площадка была рассчитана на два года. Участниками эксперимента стали дети раннего возраста 2010-2012 г.р.. Почему на два года, спросите вы? За этот период малыши осваивают обучение по программе ясельной и первой младшей групп. Именно в это время Служба ранней помощи интенсивно занимается с малышами. В ее работе принимали участие такие специалисты, как логопед, психолог, воспитатели. С этого года во главе Службы ранней помощи встала старший воспитатель детского сада Любовь Вениаминовна Романова. Штат специалистов, работающих с малышами, пополнился дефектологом-логопедом Александровой Татьяной Вячеславовной. Малыши вместе с родителями приглашаются в кабинеты к специалистам, которые проводят с ними индивидуальные занятия. Юлия Вячеславовна: «С малышами мы проводим упражнения на развитие речевого дыхания, пальчикову, артикуляционную гимнастику, сенсорное развитие на различную тему, например, «Части тела», «Игрушки», спрашиваем что это? Ребенок отвечает: «Носик» или «Пирамидка».
В этом году детскому саду присвоен статус республиканской инновационной площадки на 2012-2015 гг. Планами на будущее поделилась старший воспитатель сада Гарифуллина Надежда Александровна: «Служба ранней помощи создана для детей раннего возраста (1-3 года) В этом году мы подали заявку на присвоение статуса республиканской инновационной площадки на 2012-2015 гг. по проекту «Служба психолого-педагогической абилитации и коррекции детей раннего и дошкольного возраста». Новый этап экспериментальной деятельности направлен на охват дошкольного возраста тоже, включая детей среднего возраста (4-5 лет. Коррекционный процесс будет начинаться от раннего возраста, заканчивая детьми 7 лет, то есть до школы. В перспективе мы планируем возглавить коррекционную службу в нашем районе. Рассчитываем в дальнейшем оказывать помощь не только детям и родителям района, но и педагогам других дошкольных учреждений».
Покидая гостеприимные стены сада, в методическом кабинете бросились в глаза начертанные крупным шрифтом слова одного мыслителя: «В каждом человеке солнце, дайте ему светить». В голове сразу зарождается мысль, что это девиз детского сада, который подходит ему подходит. Так и хочется сказать: «Свети, «Светлячок, не меркни с течением времени, а разгорайся ярким светом».
Н.БАЛАБАНОВА.
Фото из архива детского сада.
Оставить комментарий