Главная Общество С Е С Т Р Ы, М А Т Е Р И, Б А Б У Ш К И
22.06.2012
Просмотров: 1630, комментариев: 0

С Е С Т Р Ы, М А Т Е Р И, Б А Б У Ш К И

С Е С Т Р Ы, М А Т Е Р И, Б А Б У Ш К И

Мы считаем, что все люди, прошедшие войну, - герои. Они сохранили нам мир, голубое небо и солнце над головой, снег и дождик, лес и поле – нашу Родину. А мы должны сохранять мир, за который они не жалели ни крови, ни самих жизней. Мы должны помнить трагические и героические страницы Великой Отечественной войны…

Судьбы женщин – современниц страшной войны трагичны не зависимо от того, воевали ли они на фронтах, работали ли на колхозных полях и в цехах заводов за себя и за ушедших на фронт мужчин, учились ли в школе или просто с замиранием сердца ждали солдатских «треугольников».

О том, насколько нелегка женская доля была еще и в довоенное, мирное время, вспоминает ветеран войны и труда Валентина Ивановна Фомина: - Жили трудно, хлеба досыта никогда не ели, что уж говорить про мясо и масло – пробовали их только по редким праздникам. В старших классах я носила одну черную сатиновую юбку, коричневый сатиновый сарафан (на выход). Рубашек, правда, было две – одна на праздники, другая на каждый день. Испачкаешь – выстираешь, утюгом угольным высушишь, если не досохнет, и снова носишь.

В июне 1942 года двадцатилетнюю Валентину призвали в армию. Вместе с ней из п. Юрино на фронт уехали 14 девушек. Все они были очень молоденькие, девушки мари не умели говорить по-русски и ходили за Валей « как утята за уткой». Многие из них погибли уже в самые первые дни. На фронт их везли в теплушках, поезда подолгу простаивали на полустанках, где их раз за разом бомбили немцы. Девчонки не понимали команд, начинали паниковать и вместо того, чтобы бежать во время налетов вражеской авиации подальше от вагонов, прятались под нары…

С июля по ноябрь 42-го Валентина проходила обучение в школе связи. Учиться ей было легче, нежели подругам, ибо она обладала абсолютным слухом и хорошей памятью. Но необходимость просиживать по 12 часов в день за рацией приводила к тому, что молодая девушка порой чувствовала себя едва ли не старухой: часто болела голова, ныла поясница, едва не отнимались ноги.

Получив специальность радиста-разведчика , В. Фомина была направлена на Соловецкие острова в 105 зенитную батарею. На остров, где они базировались, привезли много семей офицеров – жен и детей военных и даже их престарелых родителей. Немцы часто бомбили остров и задачей зенитчиков было отбивать эти воздушные налеты. Один из февральских дней 1944 года стал последним днем жизни для Прасковьи Ивановны Верхолетовой.

В поселке Медведь Ленинградской области немцы окружи ли дом, где находились наши бойцы. Немцы предложили им сдаться, обещали в награду жизнь. Но бойцы не сдались. Фашисты взорвали дом, в числе 22 погибших оказалась и наша землячка Паня Верхолетова. На память о погибшей дочери у ее матери остались написанные Паней стихи: Не знала я, не ведала, Что лучшая постель – Шинель под низ, шинель под бок, Под голову шинель. Не знала истины такой То в жизни иногда, Напиток самый дорогой – Из лужицы вода…

…А вот Валентина Павловна Щеглова к началу войны закончила только пять классов и в военные годы помимо учебы по два-три месяца весной и осенью работала в колхозе. Рабочий день в это время продолжался с раннего утра до позднего вечера, никаких скидок на возраст и усталость для нее не было. Жали серпами рожь, овес, пшеницу, теребили лен, убирали корнеплоды, пропалывали грядки, заготавливали сено, собирали по полю колоски. В школе не было тетрадей и учебников, писали между строчек на страницах старых книг и газет. Дома уроки делали при тусклом свете керосиновых ламп. И все равно работали и учились они на совесть, зная, какое нелегкое время переживает сейчас страна, в надежде помочь взрослым всеми доступными им способами. В школе действовало самоуправление и совсем не было хулиганов. Старшеклассники следили за малышами и во всем помогали им… Десятки тысяч сыновей и дочерей марийского народа внесли свой вклад в победу над фашизмом. Своего отца Петухова Захара Ивановича, бывшего до войны директором Звениговской школы, ждала дома с победой и не дождалась Эльвира Захаровна Самуилова.

Отец часто писал домой письма. Иногда писал стихами, которые посвящал ей:

П и с ь м о д о ч у р к е …И в бою, и в тихий час привала, От тебя, родная, жду письма. Ты бы мне доченька, писала Собственной рукой, сама. Я иду через пальбу и сечу, В громе засыпаю в полусон, Ты пиши мне, дочка, я отвечу Фронтовым поклоном на поклон…

В этом нет ничего удивительного, но именно тяготы военного времени, непосильный труд в тылу и смертельная опасность на фронте, которая ни на шаг не отходила от бойцов, часто располагали к написанию стихов. Две войны выпали на долю Марии Ефимовны и Павла Алексеевича Скрипаленко, все тяготы перенесли эти любящие люди. Теперь их нет, но остался дневник Марии Ефимовны, в котором есть такие пронизывающие строки: Долго. Долго мы были в разлуке, Вдруг опять ты стучишься в наш дом, И опять ты берешь мои руки, И мы в юность с тобою идем. Наша юность плывет за кормою, В бурных водах бушующих лет. Опаленая юность войною Нам кровавый оставила след…

… Не всем выпало пережить эту войну. Сейчас, когда День Великой Победы отодвинулся от нас уже на 67 лет, в историю ушли и те, кто пришел домой живым, и многие вдовы погибших, и члены семей фронтовиков. Но тем, кому еще предстоит жить и жить, должны помнить эту войну, начавшуюся в теплый летний день 22 июня 1941 года, и , конечно же, рассказывать о ней тем, кто еще только придет на нашу сохраненную от врага землю…

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

реклама

# # #