Прощай, автобус?
Жителей Звениговского района по-прежнему продолжают будоражить слухи о скором и неминуемом банкротстве местного автотранспортного предприятия. Как правило, финансовые проблемы того или иного предприятия мало волнуют кого-то еще, кроме работников и руководства, но не в случае такой социально значимой государственной организации, как АТП…
Не в деньгах счастье?
И без того неспокойную людскую молву «подогрели» недавние события: в минувшие выходные жители района не смогли воспользоваться общественным транспортом. Точнее смогли, но лишь немногие – в эти дни на рейс вышло только два автобуса Звениговского АТП: один курсировал по г.Звенигово, второй ездил по маршруту «Звенигово – Красный Яр».
Считать ли данное событие забастовкой или вынужденным простоем? Руководство Звениговского АТП о возможной остановке выхода парка на линию пригородных и городских маршрутов информировало вышестоящие инстанции заранее – письмо с соответствующим предупреждением было составлено еще шестого февраля. В обращении директора предприятия было отмечено, что отсутствие денежных средств, арест расчетного счета и кассы предприятия, задолженность по заработной плате привели к тому, что у местного АТП не оказалось средств для приобретения топлива. А что такое топливо для транспортников? Это и одна из основных статей расхода, и необходимое «орудие труда»…
Кстати, о расходах! Произведем несложный расчет на основании предоставленных руководством предприятия данных. В прошлом году на зарплату работников было потрачено 18 млн. руб., на необходимые отчисления – более 5,5 млн. руб., свыше 3 млн. руб. «ушло» на налоги и сборы, почти на 17 млн. руб. было закуплено ГСМ. В целом расходы местного АТП в 2013 году составили около 44,7 млн. руб.
Доход предприятия без учета дотации составил чуть более 32,5 млн. руб. «Значительную часть потенциального дохода – около 10 млн. руб. (не путать с прибылью!) – мы не получили, т.к. вынуждены были уйти с маршрута «Звенигово – Йошкар-Ола». 90% «платных» пассажиров перешло к «частнику», на нашу долю остались «льготники»… Мы не отказываемся перевозить «льготников» в Йошкар-Олу, но наше АТП просто не в состоянии себе это позволить, так как не получаем за перевозку льготных категорий граждан компенсацию в полном объеме. Выделяемых на сегодняшний день субсидий для обслуживания данного рейса крайне недостаточно», - комментирует ситуацию директор М.Потапов.
Один в поле
Согласно данным Звениговского АТП, в 2013 году было перевезено свыше 1,7 млн. человек, по социальным проездным билетам – более 365 тыс. пассажиров (21,2%). По расчетам местного АТП государственная субсидия (из федерального (28%) и регионального бюджетов), достаточная для безубыточного функционирования предприятия, должна составлять порядка 12 млн. в год. Между тем, в Звениговском АТП сообщают, что субсидия еще в прошлом году была выделена недостаточная, в результате чего предприятие и попало в долговую яму. Государственная дотация уменьшилась почти в два раза – с 7,45 млн.руб. в 2013 году до 4,86 млн.руб. в 2014 году.…
На сегодняшний день автобусный парк Звениговского АТП состоит из 26 единиц, из них шесть автобусов АТП арендует. На рейс выезжают ежедневно 17 автобусов. Из собственных 20 транспортных средств большая часть (15 автобусов) со 100% износом! И заменить эти автобусы самостоятельно у предприятия точно не получится.
Вместе с тем из Звениговского АТП увольняются опытные водители, специалисты ремонтных работ, сотрудники руководящего аппарата. Численность работников стремительно сокращается, за год с АТП уволилось 35 человек. Сейчас, а точнее – пока – на предприятии трудятся 99 человек, но все мы понимаем, что работать бесплатно никто не захочет. К февралю долги по заработной плате составили почти 2 млн. руб., размер средней заработной платы в АТП меньше среднего по республике.
По словам руководителя АТП, на сегодняшний день, несоразмерно малая субсидия, выделяемая государством, мимо кассы предприятия «уходит» на погашение задолженности прошлых лет по налогам и сборам. Кроме этого, предприятие за счет собственных доходов и собственными силами пытается ремонтировать автобусы, покупать топливо и ГСМ. Ежедневные затраты на топливо составляют порядка 70% от дневной выручки, собираемой на всех маршрутах. Если на зарплату потратить выручку, заработанную за день, то не будет денег на приобретение топлива, необходимого для работы автобусов на следующий день, автобусы на маршруты выйти не смогут, что и случилось 22 и 23 числа – заработанные деньги, согласно постановлению прокуратуры выдали в счет погашения задолженности за декабрь работникам предприятия. В результате денег хватило только на приобретение топлива для двух автобусов, которые и вышли на маршрут. В итоге население осталось без общественного транспорта…
Видимо, жителям района хороших новостей ждать не стоит: финансовые и прочие проблемы предприятия нарастают, а решить их самостоятельно дотационное предприятие не сможет.
Невыгодные – значит, ненужные?
Ситуацию, подобную той, что сложилась в Звениговском районе, переживают практически все автотранспортные предприятия Марий Эл. К слову, в республике на сегодняшний день осталось только три государственных АТП – Звениговское, Октябрьское (Моркинский район) и Козьмодемьянское. Все остальные транспортные предприятия уже находятся в руках частных перевозчиков, у которых льготы для пассажиров не действуют.
В конце января 2014 года в пассажирском предприятии г.Йошкар-Олы состоялась профсоюзная конференция, связанная с началом подготовки к проведению санкционированной акции протеста. Коллектив, доведенный до отчаянья, заявил о готовности к крайним мерам, вплоть до забастовки, работники предприятия выразили недоверие министру промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Марий Эл. На
конференции работники ООО «Пассажирские перевозки» обвинили в недобросовестной конкуренции частных нелегальных автоперевозчиков, конкурирующих с ними на пригородных и городских маршрутах. «Маршрутки» выезжают на 5-10 минут раньше, забирают всех платежеспособных пассажиров, а мы везем только «льготников»! - негодуют транспортники.
Конечно, кто-то может возразить: мол, рыночная экономика, не клянчи деньги, не можешь обеспечить себя – уступай дорогу более предприимчивому! Но если такой девиз применить ко всем сферам жизни нашего общества, то получится, что мы будем жить по законам джунглей… Как в таком случае жить нашим пенсионерам, инвалидам, ветеранам, многодетным семьям?
Отсутствие льготного перевозчика, отказ от транспортных предприятий, чьи тарифы регулируются государством, передача предприятий частному лицу – все это, приведет к неизбежному дальнейшему повышению стоимости проезда. По расчетам транспортников, минимальная стоимость билета за проезд по городу должна составлять около 26 рублей, а сейчас он стоит на 10 рублей меньше. Если эти 10 рублей не доплатят транспортникам из бюджета, то придется платить самим пассажирам. Если даже какое-то время социальный перевозчик не будет работать на дорогах района, то ветеранам придется обойтись без льготного проездного, а ежемесячной денежной выплаты – компенсации на транспорт в размере 220 рублей – хватит буквально на несколько поездок по г.Звенигово и району. Родителям школьников, студентов придется выделять из семейного бюджета не одну тысячу рублей в месяц на проезд. «Стоимость проезда из г.Звенигово до г.Йошкар-Ола на частных микроавтобусах с начала 2014 года выросла в два раза, сейчас она составляет 180 рублей, и это не предел», - делятся транспортники Звениговского АТП.
В европейских странах порядок в сфере общественного транспорта был достигнут в довольно-таки быстрые сроки. Как это, например, происходило в Испании в середине 80-х. С принятием нового закона консорциум транспорта Мадрида получил статус общественной организации. С этого момента городские автобусы и метро находятся в муниципальной собственности, электрички принадлежат государству, а пригородные автобусные маршруты обслуживаются частными компаниями. Все действуют только по согласованию с консорциумом. Муниципальные автобусы окупаемы примерно на 85%, а метро на 50%. Разница покрывается учредителями, так как для них важна общественная стабильность. Решен и вопрос «льготников»: у испанцев они платят со скидкой. Всем перевозчикам полностью компенсируют все расходы государство и мэрия через консорциум. Выгодные перевозки из столицы в близлежащие городки и между ними приносят ощутимый доход частным компаниям, которые «делятся» доходом с консорциумом.
Есть и российский успешный опыт: в Татарстане транспортники конкурируют не на дорогах, а на конкурсе частных и муниципальных перевозчиков. Из 272 компаний, занимавшихся пассажирскими перевозками до 2009 года, на сегодняшний день осталось 12 компаний. Республика и ее города сами заказывают перевозки по фиксированному тарифу и составляют расписание, поэтому транспорт ходит по графику, предприятие платит налоги, все проездные действуют, а «нелегалов» на рейсах нет.
По данным ГУП РМЭ «Звениговское АТП», на дорогах нашего района осуществляют пассажирские перевозки до 13 автотранспортных средств различных частных компаний, в результате чего государственный перевозчик теряет до 100 тыс. руб. в день. По мнению транспортников местного АТП, эти перевозки нелегальны. «На сегодняшний день заявление о незаконной предпринимательской деятельности направлено для рассмотрения в ОМВД России по Звениговскому району», – сообщил директор ГУП РМЭ «Звениговское АТП».
Ситуация с пассажирскими перевозками не только в районе, но и в республике становится все более накаленной… И пока у перевозчиков суд да дело, мы – пассажиры – остаемся «крайними», ведь в конечном итоге, и рублем, и комфортом, и безопасностью платить приходится пассажиру.
Сегодня от конкуренции уйти невозможно. Государство обязано обеспечивать законную конкуренцию для всех участников рынка транспортных услуг. Препятствовать появлению на этом рынке нелегальных перевозчиков. Появление конкурентов на рынке транспортных услуг неизбежно, но на поддержку государства, а в частности, Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства РМЭ социальные перевозчики все же продолжают надеяться, так как положиться им больше не на кого. И хотелось бы, чтоб бюджетные деньги пришли не во время, а до банкротства предприятий – в таком случае социальный транспорт еще можно будет спасти. Ведь доступная альтернатива и приемлемый выбор у пассажира всегда должны быть, даже если пассажир – ветеран или школьник…
О.Перцева
Фото А.Конарева
Если не будет частников,вообще никуда не доедешь, на АТП нет никакой надежды.
но разумная конкуренция должна быть, да и социально незащищенные категории населения должны пользоваться по Закону своими правами. А частник это соблюдать не станет!
Оставить комментарий