На службе от Берлина до Сахалина
Семнадцатилетним юношей ушел Василий Григорьевич Лобанов, как и многие его одноклассники, друзья и ровесники, на фронт. Даже не мог представить себе этот деревенский паренек, что доведется ему пройти через пол-Европы, ступить на немецкую землю, побывать в Берлине, вдохнуть соленый воздух Охотского моря, увидеть заснеженные просторы Крайнего Севера...
Путь-дорожка фронтовая
В семье Лобановых из деревни Студеново (Санчурский район) родился в 1925 году сын Василий. Семья мальчика была немаленькой, матери и отцу приходилось много трудиться, чтобы прокормить детишек. Работу в деревеньке Студеново можно было получить только в колхозе «Заря», именно туда и пришел Василий, едва окончив пять классов средней школы – нужно было помогать родителям... Мальчишку, еще вчера игравшего в прятки и «Казаки-разбойники», назначили плугарем. Работать на земле было нелегко – вспашка полей длилась от зари до заката, а порой и ночью – пришлось Василию забыть о детских забавах...
Трудолюбивого ответственного паренька вскоре приметил односельчанин-тракторист, он предложил Василию иногда подменять его за баранкой трактора. Вскоре Василий Лобанов добился того, чтобы его, несовершеннолетнего, отправили на курсы по вождению. В кабине трактора, сутками глотая пыль, трудился Василий до 1942 года...
В сорок втором Василий решил, что ему, не по годам повзрослевшему и окрепшему пареньку, негоже держать в руках руль колхозного трактора, вспахивая колхозную землю, в то время, как его друзья и односельчане с автоматами в руках сражаются на фронте, порой навсегда оставаясь на чужой земле, без могил, имен и памяти...
Доброволец Лобанов ушел в армию в сентябре 1942 года, покидая Студеново с тяжелым сердцем: в деревне оставалась молодая жена и крошка-дочь. Супруга всю войну ждала Василия, работала в сельсовете, а вот дочку Василий больше не видел – малышка пережить тяжелые военные годы не смогла...
На фронт Василий Григорьевич не попал: его направили в Шую (Ивановская область) в школу младших командиров. В течение года готовил младший командир В.Лобанов мужчин-тыловиков к отправке на фронт. Вскоре работа эта Василию опостылела: шел уже третий год войны, а он еще и пороха не нюхал, разве что во время учебных стрельб... На бесконечные просьбы отправить его на фронт комдив отвечал категорическим отказом. Пришлось пойти на хитрость: командиру уехал по служебным делам в Москву, и в его отсутствие Василий подал документы в танковое училище. Вернувшемуся из командировки комдиву ничего не оставалось, как подписать документы о переводе...
Танкиста Лобанова направили на Белорусский фронт. Самоходки получили бойцы в городе Горький, после чего военный эшелон направился в город Бобруйск, где Василий впервые вступил в ожесточенный бой с немцами. В сражении под Бобруйском самоходка Василия Григорьевича подорвалась на мине...
После контузии и лечения в санбате В.Лобанов вернулся в танковую дивизию. На самоходке доехал он до самого Берлина.
Вспоминает В.Лобанов: «На Берлин были брошены большие силы! Полки, дивизии надвигались на столицу Германии. Гремели самоходки, рвались мины, взрывались бомбы, гудели «Катюши», раздавался треск автоматных очередей... Отовсюду неслись крики и стоны – это в пламени огня, в дыму и чаду, погибали люди, мои боевые товарищи, друзья, однополчане... Было очень страшно!»
Война для Василия Григорьевича закончилась в Берлине, а еще через полгода в Могилеве он сел на поезд, чтобы вернуться домой.
У инспектора служба такая...
Дома Василий Леонов не засиделся: уже через месяц после демобилизации решил он уехать на остров Сахалин, где жили родители жены. Вскоре и работа для фронтовика нашлась в Госавтоинспекции.
По приморским улицам сновали «Студебеккеры», автомобили ЗИС-5, полуторки, принадлежавшие различным предприятиям острова, местной воинской части. У местных жителей в почете были мотоциклы. В общем, работы у инспекторов было, что называется, «выше крыши», на плечах работников автоинспекции лежало множество обязанностей – регистрация транспортных средств, выдача документов, водительских удостоверений, прием экзаменов на право вождения, техосмотры, ночные и дневные дежурства на дорогах...
Выросший в глубинке России, в лесном краю, Василий Григорьевич всем сердцем полюбил теплый Сахалин и Охотское море, душой прикипел к работе в Госавтоинспекции. Но в 1950 году, уступив настойчивым уговорам супруги, фронтовик купил билеты на пароход – Лобановы решили вернуться на малую родину...
Василия Григорьевича направили работать в Волжск, через четыре года перевели в Сернурский район. А в 1959 году переехал В.Лобанов в Звенигово – так в маленьком поселении на Волге появился первый госавтоинспектор, а с ним, собственно, и отдел ГАИ.
Автомобиль в послевоенном Звенигове был редкостью. Многие вспоминали, что когда в поселке впервые появилась райкомовская «Эмка» (довоенный автомобиль ГАЗ-М-1), мальчишки во все лопатки гнались за невиданным чудом техники, особым шиком у сорванцов считалось подышать выхлопными газами.
Рассказывает Василий Лобанов: «К Звенигову добирались по реке: скрепили два бревна, побросали вещи, взяли с собой сына. Когда нас на машине привезли в сам поселок, мы подивились полнейшему отсутствию дорог: только песчаная колея тянулась по центральной улице, повсюду был песок, в котором стояли лужи после сильного дождя...»
В начале шестидесятых личного автотранспорта в Звенигове также почти не было: только мотоциклы, да один «Москвич» на весь поселок! Машины были только на предприятиях, заводах, в совхозах района. В феврале 1959 года по улицам Звенигова начал курсировать автобус. Всего на маршрут выводились 2 машины – одна курсировала с остановками от автотранспортной конторы до улицы Стекольной, другая шла от улицы Стекольной до села Красный Яр.
Поначалу инспектор Лобанов работал один, но вскоре ему понадобилась подмога, трудно было обслуживать одному весь район. Помощником инспектора стал Павел Степанович Бусыгин. Отдел ГАИ размещался в здании пожарной части, Василий Григорьевич занимал один кабинет с Николаем Константиновичем Морозовым – начальником пожарной охраны, тоже фронтовиком.
Ездил по району В.Лобанов на мотоцикле «М-72» с коляской, форма сотрудника ГАИ напоминала военную – галифе, гимнастерка, сапоги, фуражка и флажки (предшественники известных всем полосатых жезлов).
Злостных нарушителей правил дорожного движения в те годы было немного, мужчины, прошедшие войну, отличались дисциплинированностью на дорогах – слишком хорошо знали цену жизни человеческой. Штрафы для нарушителей были минимальными, за несоблюдение ПДД выдавали талоны предупреждения: три талона лишали права вождения автомобилем, а, значит, и работы...
В 1963 году Василий Григорьевич вышел на пенсию, но больше месяца сидеть без дела он не смог: стал начальником гаража в АТП, позже работал главным механиком «Марколхозстройобъединения». В 1978 году В.Лобанов переехал к сыну, на Север, где стал трудиться на огромной автобазе, обслуживающей буровые установки. И только в 1986 году вернулся Василий Григорьевич в ставший родным город Звенигово...
О.Перцева
Фото А.Конарева
Оставить комментарий