Главная Общество Между Дарданеллами и Гибралтаром
24.02.2012
Просмотров: 3400, комментариев: 10

Между Дарданеллами и Гибралтаром

Между Дарданеллами и Гибралтаром …

Этот корабль назывался «Виктор Котельников». Не могу утверждать, не менял ли он за долгие годы своего существования так сказать своей военной специальности, но к тому времени, как мне довелось впервые подняться на его борт в Севастополе он числился плавбазой подводных лодок. Никаких особенных наворотов – специальных кранов и прочих приспособлений, с помощью которых в открытом море подводные лодки можно было, допустим, как-то ремонтировать или обслуживать каким-то другим образом, на корабле не имелось. Он вообще представлял собой допотопное утюгообразное сооружение с самым примитивным вооружением: на полубаке имелись две пушки, не помню уж какого калибра, но явно не шедшие ни в какое сравнение с самыми современными ракетными комплексами, которыми были утыканы стоящие рядом у стенки и ползающие по внутреннему рейду Севастополя крейсера, БПК. эсминцы и даже некоторые катера. «Виктор Котельников» был старым и неуклюжим. За те пять с половиной месяцев, что мне довелось быть на нем летом 1975 года в Средиземном море, к нашему борту пришвартовывались (естественно, в надводном положении) то ли пять, то ли шесть дизельных подводных лодок. А однажды – это было уже глубокой ночью без предупреждения экипажа по корабельной трансляции и даже без объявления аврала – к нам подходила атомная субмарина. В полночь мы как раз сдали вечернюю вахту и курили перед сном на полубаке. Мой приятель неожиданно ткнул тлеющим бычком в висящие над морем сумерки – метрах в пятистах от нас в рассеянном свете луны и противоположных ему отблесках моря мы увидели огромный горб некоего морского чудовища…

Нужно сказать, в отличие от своих меньших дизельных собратьев атомные подводные лодки на поверхности почти никогда не показываются. По этой самой причине их даже не было в составе Черноморского флота, ведь проходить турецкие проливы Босфор и Дарданеллы по международным договорам им следовало только в надводном положении, что не позволяло с самого начала скрыть выдвижение атомоходов на боевое дежурство.

Честно говоря, никакой другой информации о визите того морского чудовища и близком соседстве с ним у меня не осталось. Тогда мы сразу легли спать, а утром субмарины у нашего борта уже не было, и никто из офицеров, кто должен был быть в курсе событий, на наши вопросы отвечать не стал. Зато визиты обычных лодок проходили по-настоящему «в теплой и дружественной обстановке», среди бела дня и без множественных ограничений для нашего экипажа. С борта на борт: сверху от нас – вниз к ним передавались ящики с химреактивами для очистки воздуха, продукты и что-то еще. За три-четыре часа бледные и незагорелые подводники мылись у нас в бане.

«Виктор Котельников» не был обычным боевым кораблем советского Черноморского флота. И дело тут, конечно, не в снабжении подводных лодок продуктами и регенерацией. В силу своих конструктивных особенностей, а именно наличия просторных помещений, на нем во время его нахождения в Средиземном море постоянно размещался штаб советской Пятой Средиземноморской эскадры. Три самые просторные каюты на верхней палубе занимали сразу три адмирала: командующий эскадрой, начальник штаба и начальник политотдела, в других размещались многочисленные «капразы» и прочие военные. Немало помещений занимала также всевозможная аппаратура связи – приемными и передающими антеннами различной конфигурации корабль был утыкан, как дикобраз иголками. Штаб есть штаб и славен он всегда не наличием собственного вооружения. В то время в водах Средиземного моря постоянно находились десятки мощных кораблей Черноморского, Североморского и Балтийского флотов. Зато флаг командующего эскадрой всегда развивался на нашей мачте.

Уходя с боевого дежурства в Севастополь «Виктор Котельников» передавал штаб либо на черноморский крейсер управления «Жданов» - в отличие от «котелка» это был очень большой и очень красивый корабль, тоже достаточно старый и тоже без ракетного вооружения (мне довелось служить три месяца и на нем) или на корабли Северного флота…

В.Романов

Комментарии

не уважительно В.Романов относится к кораблю на котором прослужил 5.5 месяцев.
Я прослужил на "Викторе Котельникове" три года, с 21.06.1973 г. по 18.06.1976 г.
Не смотря на то, что корабль был старой постройки, он выполнял все поставленные задачи. И все служил на этом корабле его любят и уважают.
Старшина 1 статьи Романенко Ю.

Юрий
30.07.2012, 15:07

Поддержиаю Романенко,Ю Зато команда все позавидуют!!!
Главный старшина Мамиев А

Гость
22.09.2012, 13:07

Я СЛУЖИЛ НА НЕМ 1983-1986Г 2а БОЕВЫХ ВЫХОДА В СРЕДИЗЕМКУ ОТЛИЧНОЕ ВРЕМЯ ТОЛЬКО ЛУЧШИЕ ВОСПОМИНАНИЯ

МАРС
26.07.2013, 15:57

я служил на Котельникове с весны 1969 по 18 мая 1970г.в группе радиотелеграфистов ОСНАЗ.мы ушли в поход в Индийский океан из Лиепаи вокруг Африки 9августа 1969г.вернулись в Севастополь 18 мая 1970г.заходили в 6 стран. остались самые лучшие воспоминания. привет всем,кто служил на корабле. Петр Галиневский

Гость
14.08.2014, 11:36

Да это был обычный корабль управления. Я там служил офицером в БЧ-4 с 1989 по 1991 г., ни кто и не скрывал, что это корабль управления. Кают было много, у каждого офицера и мичмана своя, у некоторых было даже по две (кому охота было второй заниматься). В Средиземке эскадру убрали, вот и не понадобились подобные корабли, чтобы Среднеземноморский штаб сажать. Жалко, что на иголки в Индию продали, лучше бы сами распилили и переплавили, хоть своей промышленности бы достался. Старый он был уже в начале 90-х, ломалось и горело все постоянно, но все равно жалко.

Сергей
22.09.2014, 00:05

Я не служил на ПБС "Виктор Котельников" но еще в Лиепае, будучи пацаненком, знал корабль от киля до клотика и от бака до юта. С 1965 по 1974 год старшим помощником командира корабля на нем проходил службу мой отец Куприянов Виталий Петрович. "Котельников", наверное единственный корабль из всего могучего и многочисленного ВМФ СССР, который спрошел столько тысяч миль Это ПЕРВЫЙ корабль, совершивший одиночное плавание в Индийском океане. По колличеству пересечений экватора с этим кораблем не сравниться ни один корабль ВМФ СССР и России. Корабль-уникум, который был способен выполнять множественные задачи: от снабжения кораблей -до управления эскадрой.
Обидно за автора статьи, пять с половиной месяцев жизни на корабле и такое НЕУВАЖЕНИЕ к кораблю И вообще, статья ни о чем..

Гость
17.04.2015, 12:23

PS: Забыл представиться капитан 2 ранга Куприянов Игорь.

Гость
17.04.2015, 12:26

Я СЛУЖИЛ НА "КОТЕЛЬНИКОВЕ" С1973 ПО 1975ГОДЫ. ЗА ЭТИ ГОДЫ В СРЕДИЗЕМКУ ХОДИЛИ 2РАЗА. ОДИН РАЗ НА 6 МЕСЯЦЕВ, ВТОРОИ НА 8. Старшим помошником корабля был капитан 3 ранга КУПРИЯНОВ. ЭКИПАЖ БЫЛ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ. ОТЛИЧНОЕ ВРЕМЯ,ТОЛЬКО ЛУЧШИЕ ВОСПОМИНАНИЯ. ПРИВЕТ ВСЕМ, КТО СЛУЖИЛ НА"КОТЕЛЬНИКОВЕ".

СТАРШИЙ МАТРОС ЗАПАСА
ВЕТРОВ ВЯЧЕСЛАВ ИГНАТЬЕВИЧ.

Гость Вячеслав
15.08.2015, 14:31

Я служил на "Котельникове" с апреля 1972года по декабрь 1974,ходил в Средиземку с ноября 1972 по май 1973. И с ноября 1973по август 1974. Старпомом был Куприянов кап3, очень уважаемый экипажем, помню как к нам в ртс прибыли матросы: Ветров Слава и Продан Иван. Служили в бип. Приветвсем кто служил на Котельникове.

Старшина 2статьи Лутченко Василий Михайлович.

Гость
26.02.2017, 19:03

Служил на "котле", плавбазе Виктор Котельников с 87 по 89. Прошёл в кормовой машине БЧ-5 от Севастополя до Гданьска. Люблю свой корабль и службу на нем.

Старший матрос Каменский Олег
05.01.2020, 23:19

Оставить комментарий

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

реклама

# # #