Хотя не женщины придумали войну…
Пятого декабря в дом ветерана Великой Отечественной войны, орденоносца и 90-летнего юбиляра Р.Абросимовой пришли почетные гости. Глава администрации МО «Городское поселение Звенигово» Т.Цыганова, заместитель директора ГБУ РМЭ «Комплексный центр социального обслуживания населения в Звениговском районе» А.Коптелова, руководитель социально-культурного центра Н.Гершун, представители районного Совета ветеранов – Н.Васильева и Ю.Иванова – поздравили Раису Ивановну с юбилеем и вручили приветственную телеграмму Президента. В годы ВОв, как и тысячи других женщин, Р.Абросимова встала на защиту Родины.
Раиса Ивановна была удостоена множества наград: орден Отечественной войны, медали «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», медаль Жукова – вот неполный список нагрудных знаков этой женщины. Также Р.Абросимова является почетным ветераном городов Штаргард и Кольберг (Польша). Но едва ли Марию Семеновну и Ивана Алексеевича Давыдовых – маму и папу Раи – это смогло бы утешить… Множество бессонных ночей, приправленных горькими слезами и причитаниями, пришлось пережить маме Раечки: трех девочек, трех воспитанных в любви, ласке и заботе дочек на несколько лет отняла война. Мужа провожать на фронт Марии Семеновне не пришлось – он был обеспечен «бронью» от речфлота. Единственного сына Давыдовых, пошедшего по стопам Ивана Алексеевича и ставшего впоследствии капитаном, направили в составе команды судна в город Горький. Трудиться ему пришлось в родных местах: семья Давыдовых родом была из Горьковской области, но в 30-х годах переехала в Звенигово, куда на зимний отстой пришел пароход отца, да там и осталась.
Бронь бронью, но повестки к Давыдовым пришли: вместо мужчин из семьи речников на фронт призвали дочек. На войну проводили родители Тамару, Зою и Раю. В Звенигове осталась старшая Нина – воспитатель детсада – помогала матери присматривать за пятилетней сестренкой Галинкой, трудилась в огороде, ухаживала за свиньями и козами.
Первой покинула отчий дом в 1941г. Тамара. Через год ушла Зоя. Обе стали телеграфистками-морзистками. «12.09.1943г. в д.Андреевка вражеские бомбы рвались возле узла связи, тов. Давыдова призвала дежурных смены к мужеству и отваге, а сама работала четко и бесперебойно, являясь образцом для всех…» - такими словами сопровождался наградной лист к медали Т.Давыдовой «За боевые заслуги» (podvignaroda.mil.ru). На долю Томы выпала тяжелое испытание: отважной девушке, комсоргу роты, пришлось пережить ужас немецкого плена. Но боевой дух и мужество не покинули нашу землячку: вместе с другой военнопленной Тамара сумела бежать из плена и вернуться на Родину. За многочасовой труд в трудных условиях во время переходов и развертываний узлов связи в составе Третьего украинского фронта сестра Зоя также была награждена медалями (podvignaroda.mil.ru). После войны обе сестры переехали в Горькой, вышли замуж, родили сыновей. Тома осталась верна любимому делу, трудилась телеграфисткой, а Зоя сменила нервозную профессию на спокойную работу секретаря горсовета.
К девятнадцатилетней Рае повестка пришла в 1943г. Девушке пришлось покинуть семью, друзей, любимый город, работу в райфинотделе и отправиться на призывной пункт в г.Йошкар-Олу. Затем был переезд на учебу в Чебоксары, эвакуация учебного центра в Калинин, а потом – армия и города, чьи названия стерло из памяти военное лихолетье, замелькали перед взором провинциальной девчонки, словно верстовые столбы…
Раиса Ивановна вспоминает: «Трудностей мы, молоденькие девчонки, хлебнули уже в учебке. Нас по очереди отправляли в гарнизонный наряд охранять склады. На дворе зима, стужа! Вот стоишь в наряде, на ногах тонкие дамские ботиночки, в голове мысли о доме и теплой кровати, а из глаз по щекам льются слёзы, застывают на морозе. Недоедали. Бывало, засосет под ложечкой, а в голове мысль закрутится – хоть бы хлебушка досыта наесться! И часто мы об этом потом мечтали: вплоть до 1948г. наша страна на ноги вставала…»
Каково же было удивление Раисы и ее товарищей, когда они ступили на землю Германии: «Зачем же немцы воевать стали!? Чего им не хватало!?» - восклицали солдаты. Поразили бойцов не только зажиточные хозяйства и достаток немцев, но и царящие кругом порядок, чистота и аккуратность. «В складах, размещенных прямо на территории домохозяйства, стояли бочки, заполненные доверху копченым салом, хранились невероятные запасы съестного, мы столько еды с начала войны не видели! В одном из немецких городов попали на сырный завод – впервые за всю войну мои товарищи досыта наелись, колобашки вкуснейшего сыра вылавливали прямо из специальных ванн…» - рассказывает Р.Абросимова.
С Раисой весь путь до Берлина прошли ее боевые подруги. Шесть девушек – из Ленинграда, Москвы, Марий Эл – делили меж собой и горести, и те немногие радости, что выпали на их долю. Делится Р.Абросимова: «Ой, какие мы были молоденькие, все нам поначалу интересно было, любопытно. Помню, стояли мы в одном города, а в нем рядом с АТС располагался военный госпиталь. Началась бомбежка, целились в госпиталь, хотели раненых, больных и медиков убить. Нам тоже досталось, осколки летели, градом сыпались, а мы под столы залезли, смеялись…» В память ветерана навсегда врезались сцены захоронения бойцов: «Погибших хоронили без гробов, конечно. Убитых привозили и сваливали прямо в огромную яму… А мы с девчонками квартировали в доме, который располагался прямо напротив этого кладбища. Было страшно».
Победу встретили телеграфистки в столице Германии, о радостной вести первой из шести подруг узнала Раиса, дежурившая на телеграфе. Радости не было конца, весело играла гармонь, танцевали девчата и бойцы, посреди ночи гремели «катюши», но этот грохот уже не казался девчонкам грозным и жутким, он напоминал раскаты праздничного салюта.
Раиса, подобно множеству русских солдат, оставила на Рейхстаге свою подпись. Рая возвращалась в отчий дом на поезде, от станции Шелангер девушка возвращалась на попутке с фронтовичкой Юлией Емельяновой, которая тоже возвращалась в родной город из Берлина. Как оказалось, подпись Юлии тоже осталась на Рейхстаге. По воспоминаниям девушки, на Рейхстаге уже почти не оставалось места, все стены были исписаны, поэтому пришлось Юле встать на плечи однополчанки… Позже она вспоминала, что ей, словно в бреду, казалось, что каждая, даже самая маленькая подпись на здании нестерпимо горит рубиновой, только что пролитой кровью русских солдат…
После войны Раиса Ивановна работала в райфинотделе, потом до пенсии бухгалтером в райпо. В 1948г. на танцплощадке Раиса встретила будущего мужа – речника Евгения. Свадьба была скромной, невеста была в стареньком шелковом платье. Браку Евгения Павловича и Раисы Ивановны в нынешнем году исполнилось 66 лет. Вместе они вырастили прекрасного сына, воспитали двух внуков и внучку, помогли поднять на ноги трех правнуков и правнучку.
Сегодня все меньше остаётся тех, кто мог бы рассказать о том, как женщина страдала на войне, как дожди, морозы, раскаты «Катюш» и военные эшелоны, рождая на висках девчонок пряди седины, уносили прочь мечты и несбыточные сны о домашнем уюте, весне, свадебных нарядах. Пережившая все тяготы военного времени, Раиса Ивановна сегодня переживает и сочувствует жителям Украины, Донбасса, Луганска, в свой юбилей Р.Абросимова пожелала им здоровья и успехов в борьбе за счастье и справедливость.
Да, у войны не женское лицо, да, не женщины придумали войну, но биться и умирать за Победу девчонкам пришлось наравне с нашими дедами и прадедами… Именно женский образ взывал с военных плакатов: «Родина-мать зовет!» И поэтому, наверное, у Волги и по сей день возвышается над знаменитым курганом женщина с мечом и ведет за собой миллионы русских витязей-солдат – ушедших от нас, сгинувших на чужой земле, погибших на фронтах от ран и замученных голодом в концлагерях, а если понадобится, то поведет она и ныне живущих…
О.Перцева
Фото автора
Оставить комментарий