Что делать, чтобы улучшить память?
Родительница Иванова СМ. спрашивает: «У ребенка плохая память,
он не может заучивать стихи, выученное быстро забывает. Ему скоро идти в школу. Как нам быть? Что делать, чтобы улучшить память?»
На вопрос Ивановой СМ. отвечает учителъ-дефектолог
Центра «Детство» Артемьева И.В.
Способность к запоминанию зависят от ряда причин. Память развивается с увеличением объема имеющихся знаний. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с вместе ними совершенствуется память.
Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для малыша значение - чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти. В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. Необходимо всячески поощрять, учить ребенка запоминанию с помощью игр и упражнений.
Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память. Читать малышу одну и ту же сказку, стишок, рассказ приходится неоднократно, притом необходимо задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто, что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично.
В более старшем возрасте задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.
Игры для развития памяти
Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен
пойти в «магазин» и «купить»... (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.
Игра «Нарисуй фигуру» подходит для детей старшего дошкольного возраста. Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант -попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время.
В настоящее время в магазинах можно найти разнообразную литературу, используя которую можно развивать не только память, но и речь.
Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их ребенок приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебном мире детства, познавая мир вместе со своим малышом.
Оставить комментарий