09.12.2011
Просмотров: 1221, комментариев: 0

СТЕЛА НАД ВОЛГОЙ

Великая Отечественная война вписала в историю Звениговского района одну из самых ярких и самых трагических страниц. Все дни, пока где-то на западе грохотали пушки, звениговцы от мала до велика, как и все советские люди, жили одной надеждой на скорую победу. Ради нее, сутками не смыкая глаз, женщины и подростки точили на станках корпуса авиабомб, ради нее воины раз за разом шли в штыковые атаки…

Война давно ушла в учебники истории и музейные залы, но память о ней живет в сердцах всех наших земляков, в том числе и тех, кто родился уже через многие годы после ее окончания. Забыть героев нам не позволят памятники, поставленные в их честь - гранитные и металлические обелиски, стелы и барельефы, в свое время установленные практически во всех населенных пунктах Советского Союза, откуда уходили на фронт защитники Отечества…

В восьмидесятых годах прошлого века в Звенигове над самой Волгой была установлена стела в честь пяти Героев Советского Союза, чьи биографии были связаны с судоремонтным заводом и всем нашим районом… ...

В начале прошлого века, когда объемы судоремонта на заводе начали значительно расти, к работам стали привлекаться мастеровые люди со стороны. С 1915 по 1919 годы в числе плотников, пришедших из Вятской губернии, на заводе работал молодой парень - Константин Вершинин. В своей книге, вышедшей через шестьдесят лет, Константин Андреевич вспоминал: "Глава нашей артели Степан Шадрин привел нас в 1915 году в Звениговский затон и взял подряд на плотницкие работы: заменить износившуюся обшивку, палубный настил, детали громоздкой настройки. Тут нужна была большая аккуратность.

Мы это хорошо понимали и старались не уронить плотницкого достоинства. К тому же, если проштрафишься, - живо получишь от ворот поворот. Каждую рейку и плашку выстругивали с особой аккуратностью. Работали днем, а иногда и ночью, благо в каютах было светло: горели электрические лампы…" Молодой плотник со временем станет профессиональным военным, главным маршалом авиации, будет награжден за военные подвиги золотой звездой Героя Советского Союза, и книга, о которой мы упоминали - " Четвертая воздушная", будет посвящена и многим другим фактам из его богатейшей биографии. ...

А еще за шесть лет до начала Великой Отечественной в кузнечный цех завода "Красный Волгарь" после окончания ФЗУ придет 19-летний парень Сергей Бутяков, чья фамилия волей судеб будет навечно связана с судоремонтным заводом. В самое короткое время Бутяков стал опытным кузнецом, работая только на отлично, постоянно намного перекрывал установленные нормы. Сергей также был отличным спортсменом.

Вскоре он был призван в ряды Красной Армии, попал в танковые войска, в 1939-40 гг. участвовал в боях с белофиннами. В одном из таких боев - 11 февраля 1940 года Сергей Николаевич Бутяков геройски погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. А с 24 сентября 1940 года его имя стал носить судостроительно-судоремонтный завод… Еще одна юношеская биография. Совсем молодым парнем после смерти отца на станцию Шелангер к родной сестре Екатерине Ивановне приехал уроженец Мордовии Сергей Полежайкин. В 1937 году молодой человек поступил на работу в Шелангерскую контору "Заготзерно", где был сначала учеником, затем - лаборантом и наконец - техноруком.

В Шелангере он проработал до 1939 года. Сергей Иванович Полежайкин пал смертью храбрых в боях с фашистами 10 октября 1944 года под городом Кретинг. Почетное звание Героя Советского Союза ему также будет присвоено посмертно… Примерно в то же самое время - 5 ноября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР звания Героя Советского Союза удостоился еще один наш земляк - Михаил Михайлович Кологривов. Он родился в с.Кокшайск в 1919 году, после окончания Кокшамарской школы учился в Ейском военно-морском авиационном училище, где приобрел специальность летчика. Всю войну наш земляк провел в кабине истребителя - уничтожал живую силу и технику фашистов. К середине 1944 года у него на счету уже было 536 боевых вылетов и 10 уничтоженных самолетов врага. После войны М. Кологривов будет назначен заместителем командира авиационного полка, затем демобилизуется и будет работать начальником Одесского главпочтамта…

…А Никифор Николаевич Марков родился в д.Чуваш-Отары в 1916 году, после окончания Звениговского ФЗУ работал на судоремонтном заводе столяром. Одним из тяжелейших боевых испытаний для него стало участие в боях за Керчь. Высокое звание Героя Советского Союза Н. Марков получил за форсирование Днепра. В его наградном листе говорится: "В ночь с 25 на 26 сентября 1943 года тов. Марков в составе группы разведчиков из 19 человек форсировал Днепр в районе Сошиновки. Первым ворвался на правый берег Днепра, вступил в ожесточенный бой с превосходящими силами противника. В течение всей ночи вместе с группой разведчиков вел бой за расширение плацдарма. В ожесточенном бою, неоднократно переходящем в рукопашные схватки, Н. Марков уничтожил 9 немцев, в том числе одного офицера, и захватил ручной пулемет…"

… Стоит на речном берегу металлическая стела, посвященная пяти парням. Кто-то из них успел стать для нынешних поколений граждан России ветераном великой войны, вел большую работу по патриотическому воспитания молодежи, кто-то - навсегда остался молодым. При жизни большинство из них даже не знали друг друга, но здесь они стоят плечом к плечу, словно напоминая нам, что война была их общем делом, точно также, как общим делом их потомков остается необходимость сохранять и беречь Родину вне зависимости от всех возможных выпавших на ее долю испытаний…

В. РОМАНОВ.

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

реклама

# # #