В сердце района
В этом году Звениговский район отметит 90-летие со дня своего образования. Тысячи человеческих судеб, тысячи событий разной степени значимости составили страницы этой летописи. Сегодня наша газета открывает постоянную рубрику в честь предстоящего юбилея. Мы намерены снова возвратиться к временам наших дедов, вспомнить тех, кто построил для нас заводы и жилые дома, отстоял независимость родины, научил нас любить ее, ценить каждый мирный день и помнить, что на нас история не закончится, что она будет продолжена уже нашими детьми и внуками.
О том, что история Звениговского района как такового начинается с введения в Марийской автономной области новой системы внутреннего районирования 28 августа 1924года, мы неоднократно читали в соответствующих источниках. А вот что предшествовало самому этому важному историческому событию, в каких условиях появился и зажил своей жизнью наш район, что происходило в канун 1924 года на Звениговской земле? Обратимся сегодня к воспоминаниям ветерана Б. Гортэ, записанным в 1969 году…
Вся жизнь нынешнего районного центра города Звенигова в те годы была сосредоточена вокруг судостроительно-судоремонтного завода. Конец 1923 года. На заводе демонтировали старые суда, изыскивали листовой металл для ремонта флота. А судов, требующих капитального ремонта, было немало. Пароходы ( на этот факт хочется обратить особое внимание сегодняшних молодых людей – пусть они представят себе картину, о которой рассказывал ветеран) вытаскивались на берег вручную. Стальные туши ползли вверх на берег под «Дубинушку», люди порой чуть не рвали жилы – в наиболее ответственные моменты песня как бы надрывалась, замирала на самой низкой ноте и вдруг снова выходила из множества глоток… Что такое усталость, на заводе не знал никто. Работали и по субботам и по воскресеньям, в будние дни большинство судоремонтников оставались в цехах на три-четыре часа после смены…
В то время все монтажные цеха размещались в деревянных зданиях времянках. А каменный двухэтажный корпус после пожара 1907 года все еще представлял собой мрачный остов без крыши. Было решено его восстановить. Легко сказать восстановить. Люди ходили полуголодные. В единственной продовольственной лавке выдавалось в месяц на человека семь фунтов муки, по фунту селедки и ландрина-леденцов. Да на всю семью шесть аршин ситца.
Но люди не падали духом. Над восстановлением главного корпуса завода помимо самих рабочих и служащих работали даже домохозяйки и подростки. Они на себе из-под крутой горы носили строительный материал, кто мог, на время становился каменщиком или плотником.
И вот настал долгожданный день – 26 декабря 1923 года. Главный корпус завода был полностью восстановлен. В нем разместилось сердце предприятия – электростанция, а также слесарный, токарный, столярный и модельный цехи. С этого торжественного дня завод и стал называться «Красный волгарь».
Вслед за этим на субботниках и воскресниках рабочие и население поселка отремонтировали клуб имени Ларина, Цыганова и Ростовщикова, который был обеспечен необходимым оборудованием.
Вообще двадцатые и тридцатые годы вошли в историю завода как годы самоотверженного труда, на много лет вперед определившие перспективы судостроительно-судоремонтного завода. Большую роль здесь сыграл трудовой энтузиазм коммунистов и комсомольцев, почин по проведению субботников и воскресников. В годы войны с Финляндией, в частности, коллектив завода решил ежедневно отрабатывать по два часа сверх нормативного времени, и заработанные за это время средства отчислять на постройку нового здания литейного цеха.
И уже целую настоящую эпопею можно написать о том, как работал коллектив ведущего предприятия Звениговского района в годы Великой Отечественной войны, впрочем, об этом уже, действительно, написано немало…
Старые подшивки листал В. САМОЛЕТОВ.
фото http://gorodnavolge.ucoz.ru
Оставить комментарий