В незримом бою с преступностью
Hаша служба
И опасна, и трудна,
И на первый взгляд
Как будто не видна.
Как поется в песне к кинофильму «Следствие ведут знатоки», работа следственно-оперативной группы, и, соответственно, следственного отдела полиции настолько незрима, что, находясь под покровом тайны следствия, простому человеку невдомек. Он получает уже готовый результат: раскрытие преступления, изобличение виновных.
Чтобы понять, как работает следственно-оперативная группа и следователь при раскрытии преступлений, нужно внедриться в структуру полиции «изнутри», что и было сделано.
Приняв участие на планерке в полиции 7 ноября 2011 года, на которой зачитывается сводка происшествий за дежурные сутки (с 8 утра до 8 утра следующего дня), следственно-оперативная группа (сокращенно СОГ) приступает к своей работе. При разводе, следуя графику, назначается каждый день новая следственно-оперативная группа в составе трех человек. В ее состав входят следователь, сотрудник оперативно-розыскной части (ОРЧ) -оперуполномоченный и эксперт-криминалист. Перед «разводом» члены следственно-оперативной группы вооружаются и инструктируются руководством ОМВД.
Следственно-оперативная группа в течение дежурных суток, занимаясь повседневной служебной деятельностью, всегда начеку. При поступлении в дежурную часть сообщения о происшествии, следственно оперативная группа незамедлительно выезжает на место преступления. И при необходимости привлекают полицейского-кинолога с собакой. На месте происшествия следственно-оперативная группа начинает производить его осмотр, ищет следы преступления, чтобы их зафиксировать и изъять как неоспоримое доказательство при расследовании преступления. Параллельно опрашиваются соседи, устанавливаются свидетели…
Незримо, по крупицам, из мельчайших подробностей, сопоставимости фактов создается общая картина происшествия. Детали, ход преступления складываются, как пазлы, по своим местам и, как следствие, подозреваемый начинает приобретать реальные очертания конкретного человека или группы лиц, совершивших преступление. И его уже ведут на допрос в кабинет следователя…
По краже алюминиевой кровли в поселке Мочалище Звениговского района, на которую мы выезжали со следственно-оперативной группой, раскрытие преступления произошло по «горячим следам». На месте происшествия эксперт-криминалист сфотографировал место происшествия, а именно, следы снятия алюминиевых листов с крыши склада. Далее узнаем у руководства компании, кто охранял склады в этот день, для того, чтобы охранник подтвердил факт снятия части крыши и количество похищенного. Тем временем, следователь и оперуполномоченный опросили соседей: видел ли кто, как снимали с крыши листы металла. Тут же решили проверить пункты приема цветных металлов. По документам и путем опроса приемщика установили, кто сдавал и, следовательно, мог быть причастен к совершению преступления.
В ходе расследования были изъяты похищенные алюминиевые листы и возвращены законном владельцу. Ребятам, скорее всего, грозит условное наказание по части 2 статьи 158 УК РФ, так они несовершеннолетние и совершили данное преступление впервые.
В тот же день следователь возбудила уголовное дело, начала проводить следственные действия: приглашать подозреваемых на допрос (оказалось, что алюминиевые листы с крыши снимали пятеро несовершеннолетних подростков). На допросе, 7 ноября 2011 года, сидят юные подростки, совсем еще мальчишки, на профилактических учетах в полиции и в школе не состоявшие. И что их потянуло встать на путь преступности? Стоит попасть в базу данных МВД, как сразу портят мальчишки свою чистую незапятнанную репутацию на всю жизнь.
У несовершеннолетних и порядок допроса особенный: опрашивают педагогов школы, как ребенок учился, законного представителя, чаще всего это, родные родители. На вопрос: «Как вы можете охарактеризовать своего ребенка?», родители единогласно отвечали, что знают своего ребенка как положительного, отзывчивого, не ожидали, что он совершит подобное деяние.
Сидят, понурив головы, на карманные деньги хотели заработать нечестным путем: украдем, авось не заметят. На авось понадеялись юные нарушители, когда, не задумываясь, совершили это преступление. Подростки рассказали, что действительно они совершили эту кражу, и похищенные листы алюминия сдали в пункт приема цветных металлов.
9 ноября 2011 года вместе со следователем, расследующим это дело, Е.Кузнецовой, отправляемся в Мочалищенскую школу для допроса педагогов. По словам учителей, ребята воспитывались в неполной семье, росли без отца. Следователь пришла к выводу, что безотцовщина повлекла за собой преступление, не хватает для ребят мужской твердой руки в воспитании.
Следователю при расследовании уголовного дела приходится оформлять большое количество процессуальных документов, дела становятся похожи на тома детективов. Протоколы осмотра места пр
ступления, протоколов допросов, заключения экспертиз и многие другие документы подшиваются в уголовное дело.
Расследование по данному уголовному делу еще не окончено, но преступники установлены. Душа у следователя радуется, когда преступление раскрывается: еще одно преступление становится раскрытым, на одно нераскрытое дело меньше.
Можно сказать, что повезло им с условным сроком. Не придется с изолятором временного содержания (ИВС) познакомиться, что проделала журналист «ЗН». При первом шаге в камеру начинаешь чувствовать себя сразу неуютно, поеживаешься. Атмосфера в камере давящая: стены, окрашены в неприятный желто-оранжевый цвет, окон практически нет, на их месте железная пластина с мельчайшими дырочками, через них невозможно увидеть солнечный свет. Камера – каменный мешок, единственная связующая ниточка с миром - это дверь в коридор, которая за спиной преступника сразу захлопывается.
Побывав в рядах полиции изнутри, узнав, как они работают, понимаешь, что у следственно-оперативной группы работа всегда имеется. После дежурных суток не всегда удается вовремя прийти домой выспаться. Если во время дежурной смены случается происшествие, которое «идет» на раскрытие, то приходится еще оставаться на одни сутки, чтобы все документально зафиксировать.
И только после этого, со спокойной душой можно пойти домой отдыхать, а потом – опять в незримый бой с преступностью.
Н.БАЛАБАНОВА.
Оставить комментарий