Подняли реку на дыбы
Когда человек получил возможность проникать под воду, осваивать морское и речное дно, монтировать на нем сложнейшие инженерные системы, ему потребовалось переносить под воду и многие сложные технологии, опасные виды своей деятельности. Сегодня мы поведем речь о подводных взрывных работах, которые и не берегу-то при солнечном свете и полном безветрии, как говориться, требуют огромного нервного напряжения, а нередко и человеческих жертв…
За многие десятилетия своей работы водолазом с взрывными работами Васвилий Степанов сталкивался неоднократно. Это было символично, но именно с них ему и пришлось начинать, и это было большим везением, ибо его, новичка, тогда непосредственно в дело не посылали, и ему удалось понаблюдать за работой опытных подводников со стороны. А вернее, не со стороны, а сверху – он стоял на льду у страховочного конца, обеспечивая безопасность ушедших под воду старших коллег.
Это был март 1978 года. Работали они чуть ниже строящейся плотины Новочебоксарской ГЭС. До ледохода оставалось совсем немного времени, ав им нужно было успеть заложить на дно 16 тонн тола, с помощью которого только и можно было подготовить в скалистом грунте траншею под рассеивающий дюкер Новочебоксарского химкомбината.
На дне заранее были пробурены скважины, в которые уже установили асбестовые трубы – именно в них водолазам следовало засыпать взрывчатку. Главным препятствием в данном конкретном случае было сильнейшее течение. Течение ругали и сами водолазы, жалующиеся на непривычные условия работы, и начальники, отвечающие за ход работ. Человека на дне, как приходилось слышать тогда начинающему подводнику, буквально рвало и крутило, и передвигаться он м ог с черепашьей скоростью, не иначе как по канатам, натянутым между труб.
Трубы, в которые нужно было засыпать тол, давным-давно замыло песком и теперь прежде всего требовалось продуть их жидким воздухом, сразу после этого с поверхности четырьмя монтажниками подавалась направляющая труба, которую нужно было вставить в трубу асбестовую. Когда эта операция была выполнена сверху засыпали грануллированный тол, на месте будущего взрыва устанавливался «боевик», а наверх выводился детонирующий шнур.
Работа была очень ответственной и, как уже было сказано выше, нервной и срочной. И чем больше она близилась к завершению, тем чаще в душе каждого возникало опасение: это как же должна рвануть на глубине 10-
Двести метров волжского дна были буквально нашпигованы толом. А прямо в поле их зрения на берегу стояла деревенька в 17 домов. Знающие люди, конечно, заранее все рассчитали и были готовы ответить за последствия, и все же…
Взрыв в день «Х» тогда действительно потряс всех очевидцев. В воздух взлетели осколки льда, тонны воды и вырванные со дна камни, а весь устоявший лед в радиусе нескольких километров заходил волнами. Во всех домах деревни, люди из которых, естественно были эвакуированы, повылетали стекла. И еще через какое-то время небо над местом взрыва закрыла черная туча – сотни ворон слетелись клевать оглушенную и просто разорванную на куски рыбу
…Прошло пять-шесть лет и водолаз Степанов уже сам принимал самое непосредственное участие во взрывных работах. Причем проходили они не на родной Волге, а в далекой Сибири, на одной из самых романтических, если можно так выразиться, рек России – на Ангаре.
История с поездкой в Сибирь получилась вообще любопытная. Из Сибири родом оказалась сноха Василия Степанова, что-то когда-то она рассказывала о своих живописных местах, городе Черемхово, о тайге, кедрах, медведях и Ангаре. И вот ему самому предложили поехать на строительство большого водозаборного колодца в те самые места! Работа была выгодная, интересная, он, наверное, и так бы от нее ни за что не отказался, а тут еще был мощный дополнительный стимул. В общем, он дал согласия, не раздумывая ни минуты.
В Сибири на Ангаре строился колодец, который должен был обеспечивать водой и местное население, и ряд промышленных объектов. Бетонный колодец диаметром около
Романтики в Сибири на их долю, действительно, хватило. Прозрачная до невероятности вода, девственная природа. Весьма солидным довеском ко всему этому были местные «кадры» - прораб к тому времени отсидел за колючей проволокой более 30 лет, а тот, кто сидел меньше двадцатки ( один из таких был как раз родом из Чувашии) считался чуть ли не мальчишкой.
Водолазов с охапкой 800-граммовых шашек аммонала спускали под воду на лебедке. Взрывчатку закладывали в грунт под основание колодца. И однажды этот самый грунт под ногами Степанова поплыл – его прижало к стенке колодца и едва не завалило с головой. Выбрался он из этой ловушки далеко не сразу, а когда его подняли наверх, обнаружилось, что он с головы до ног опутан проводами, а шашки с взрывчаткой висели на нем, как елочные игрушки на новогодней красавице…После этого шашки с аммоналом стали закладывать уже не сериями, а по одной. Работа в таком режиме продвигалась значительнее медленнее, но была более безопасной…
А потом у них, а вернее не совсем у них, а у местных строителей, произошло ЧП. Экскаваторщик, который мог запросто оказаться нетрезвым, подвел свою машину к самому краю колодца. Работать на удалении от края было и в самом деле неудобно – угла обзора не хватало для того, чтобы контролировать уходящий под воду ковш. Поработав немного на краю, экскаваторщик сделал еще одно неосторожное движение, в результате чего обзор у него стал вообще хорошим, но гусеницы уже повисли в воздухе…Случилось то, чему и следовало случиться Железная громада вместе с человеком улетела вниз, в воду.
Стройка должна была стать. Но в те времена на подобных объектах уже давно действовали рыночные законы. Уладим кое-какие юридические формальности, местное начальство нашло частника аквалангиста, который приехал со своим оборудованием на своем «жигуленке» из Иркутска и, поскольку водолаз в тяжелом снаряжении в образовавшиеся при падении экскаватора под водой полости не проходил, вытащил погибшего. Груду металлолома, бывшую недавно экскаваторами, поднимали из колодца тремя кранами…
Чуть позже работа была продолжена и взрывы аммонала под бетонным основанием колодца звучали еще не один день.
… Недавно Василий Васильевич видел по телевизору какой-то репортаж из тех мест. Вскользь там упомянули и их небольшой гидроузел. Ничего, работает сооружение…
В. САМОЛЕТОВ
Оставить комментарий