Главная Кроме того На пути газификации
09.08.2013
Просмотров: 3043, комментариев: 0

На пути газификации

В 1982 году на землю Звениговского района ступил газопровод Уренгой – Помары – Ужгород. Отдаленные отзвуки этого исторического события были слышны задолго до появления на Звениговской земле городков монтажников, тяжелых трубоукладчиков и всей прочей ведущей строительство мощной техники. О предполагаемом начале большой стройки прежде всего сообщили радио и газеты. И уже скоро из тех же средств массовой информации люди узнали  о том, что за океаном предпринимаются решительные попытки помешать грандиозным планам советского правительства воплотиться в жизнь. Только-только из-за ввода советских войск в Афганистан США и их западноевропейские союзники бойкотировали Московскую олимпиаду. Теперь Соединенные Штаты пытались нанести СССР уже не столько моральный, сколько материальный ущерб, поскольку от продажи сибирского газа в Европу наша страна в долгосрочной перспективе должна была получить серьезную экономическую выгоду.

К тому времени советские строители газопроводов уже располагали необходимым количеством трубоукладчиков – японских «Камацу» и американских «Катерпиллеров» и уже никак не зависели от их поставок из-за границы. Но вот стальные трубы необходимого диаметра шли в ССМСР исключительно из-за рубежа. Президент Рейган неоднократно, как писали в газетах и говорили по радио, заявлял о том, что он не допустит поставок в Советский Союз этих труб. Кажется, он действительно что-то предпринимал, однако Европа на этот раз сама была заинтересована в поставках газа и на уговоры Рейгана в общем-то не поддалась.

«Вашим санкциям – труба, господин Рейган!», -- такие плакаты тогда висели во всех строительных вагончиках в городках газовиков.

Тем не менее обстановка вокруг строительства газопровода все время оставалась крайне напряженной, советские люди героически преодолевали трудности, возникшие в результате козней внешнего противника.

В один из дней, когда великая стройка медленно, но уверенно ползла к великой реке, с которой она должна была пересечься как раз в черте города Звенигово, руководители всех промышленных предприятий и совхозов района были вызваны на совещание к первому секретарю райкома КПСС. Секретарь еще раз официально обрисовал им  ситуацию, складывающуюся вокруг строительства газопровода, и поставил перед собравшимися задачу всячески способствовать работам. В зале заседаний райкома повесили большую карту Звениговского района, на которой уже был схематически отмечен путь бегущей через поля и леса бесконечно длинной газовой трубы.

- Посмотрите внимательно, - сказал секретарь. – Если на пути газопровода есть какие-то ваши объекты, их нужно немедленно переносить. Соответствующий ущерб будет подсчитан и вы получите компенсации. На все дается два дня сроку…

Кое-какие объекты на пути будущего газопровода хозяйственные руководители тогда действительно отыскали. Но больше всего вывешенная схема движения трубы произвела впечатление на начальника Звениговской ПМК – 324  С.Голикова. Едва дождавшись окончания совещания и вернувшись в свою контору, Сергей Андреевич взял в руки только-только подготовленную проектно-сметную документацию Звениговских городских очистных сооружений. Нужно сказать, что в масштабах города это был не просто важный, а жизненно важный объект,  строительство которого и без того по самым разным причинам все оттягивалось и оттягивалось. Его опасения оказались не напрасными: линия газопровода точнехонько, словно это была траектория пули, выпущенной снайпером по мишени,  пересекала предполагаемую строительную площадку очистных сооружений.

Тут в голову начальника Звениговской ПМК – 324  пришла смелая мысль... Если на то пошло, прямая железнодорожная линия, соединившая по приказу государя-императора Москву и Санкт-Петербург под Балаково в одном месте тоже заметно изгибается… Тем более, что газопровод до марийской земли на тот момент еще не добрался и  слегка «подвинуть» его хоть влево, хоть вправо было технически не сложно. Было бы желание. В конце концов и москвичи, и звениговцы каждый на своем месте делали одно большое дело на благо страны!

Голиков позвонил первому: так, мол, и так, вот ведь какая незадача вышла. Вдруг в связи с переносом опять задержка со строительством очистных выйдет?

Через полчаса со всеми документами Сергей Андреевич Голиков прибыл в райком КПСС. Первый секретарь взял один из экземпляров ПСД и обещал поделиться с московскими товарищами  соображениями звениговца.

Через несколько дней Голикову позвонили. Это был первый секретарь, по всей видимости только-только вернувшийся из первопрестольной:

- Сергей Андреевич, зайди-ка ко мне…

Оказалось, что  в Москве посланцам Марийской республики все очень доходчиво объяснили – с пути газопровода должны быть убраны абсолютно все объекты, вплоть до высоковольтных линий электропередач! И если бы на пути газопровода оказался и сам город, то неизвестно, чем бы все обернулось для Звенигова, возможно, никто из нас город таким, какой он есть сейчас, никогда бы не увидел...

Судьба «многострадального» строительного объекта – звениговских очистных сооружений – оказалась непростой. Пришлось вновь переносить городские очистные сооружение на другое место. Время потеряли, но объект так или иначе через некоторое время в конце концов заработал...

Зато и Звенигово на своем месте осталось, с тех пор по-прежнему растет и хорошеет…

                                                                              В.РОМАНОВ

                                                                (По воспоминаниям С.Голикова)

На фото: Сооружение газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород», 1983 г.

 

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

реклама

# # #