Гудки над Волгой
Встреча корреспондента «ЗН» с директором Звениговской базы технического обслуживания флота (ЗБТОФ) – филиала ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Александром Леонидовичем Никитиным состоялась в понедельник – в день фактического открытия навигации в Звениговском затоне. Данная тема положила начало разговору не только о навигации, но и о делах, проблемах и планах местных речников.
- Александр Леонидович, расскажите, как началась навигации-2014?
- Навигация началась по плану – 14 апреля. В семь часов утра затон покинули два теплохода и четыре сухогрузных баржи. Они повезут металл в Астрахань, в дальнейшем этот экспортный груз отправится в страны Каспийской зоны. Среди недели в плавание отправится еще один теплоход… В целом, планируем в начале мая все теплоходы проводить.
- Как этой зимой проходила подготовка флота к навигации?
- График, согласованный с пароходством, выдерживался, задержек не было. Нынче на ЗБТОФ зимовали 13 сухогрузных барж и 12 единиц буксирного флота, в том числе судна типа «Волга-Дон». Мы производили ремонт только своих судов и барж. Настоящий экзамен выдержали наши механики с теплоходов «ОТ-2435» и «ОТ-2412»! Механики Н.Сурьянинов и В.Коробейников справились с капитальным ремонтом главных двигателей на буксирах-толкачах. Все работы проводились под строгим надзором контролирующего органа – Регистра.
- Помогают ли вам в ремонте сторонние фирмы-партнеры?
- Часть барж занята на перевозке агрессивного груза – соли, серы – такие баржи нуждаются в постоянном внимании. При необходимости значительной замены корпусного металла мы обращаемся к местной компании «Олимп». Также нашим постоянным партнером является ОАО "ССРЗ им.Бутякова С.Н.", на территории которого, кстати мы арендуем помещения (в том числе «караванку») и водную акваторию.
- Александр Леонидович, с какими проблемами пришлось столкнуться при подготовке к навигации?
- Конечно, проблемы порой возникали: частично – со снабжением, частично – с кадрами. Вопросы, связанные с обеспечением флота сменно-запасными частями и материалами, мы с руководством решаем в рабочем порядке. Старых запасов запчастей уже не осталось, а многие заводы-изготовители в России, как известно, закрылись… Приходится искать замену. К сожалению, приходится признать, что многие наши суда работают со значительным износом: самым «почтенным» судам уже идет пятый десяток лет, самый «молодой» толкач – «ОТ-2435» - был собран почти 30 лет назад… Но, к чести наших работников, теплоходы и баржи находятся в неплохом состоянии, так как на них регулярно проводится не только мелкий, но и капитальный ремонт.
- А каковы перспективы замены флота в ближайшем будущем?
- Увы, но пока порадовать звениговцев нечем – покупка новых буксиров-толкачей и несамоходного флота на ближайшее будущее не запланировано. Но, отмечу, что наша компания (ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство») анонсировала планы на закупку десяти новых грузовых судов «Волга-Дон». Возможно, в будущем будут приобретать не только грузовые теплоходы... Разумеется, приобретение каждого нового судна обходится в очень приличную сумму. Поэтому флот изнашивается, а обновить его непросто. Надеемся, в том числе и на помощь государства – сегодня существует специальная программа по обновлению флота. В настоящее время в пароходстве осталось четыре филиал: Борская, Волжская, Городецкая, Звениговская базы. В навигацию в нашей компании работают около 200 судов.
- Александр Леонидович, вы упомянули о проблеме, связанной с кадрами… Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста.
- На теплоходах нашей компании и в структурных подразделениях работают около 2,3 тысячи человек. Звениговская БТОФ небольшая, по сравнению с другими базами компании. В береговом штате состоят 23 специалиста, плавсостав – порядка 200 человек. В целом острой проблемы с комплектованием судовых экипажей мы не испытываем, каждую весну у нас проходят практику учащиеся транспортно-энергетического техникума, они помогают в проведении ремонта. Выпускники (рулевые-мотористы, матросы-мотористы, повара) могут рассчитывать на начальную зарплату в 15-20 тыс.руб. Если они пойдут обслуживать большегрузные составы, то и вознаграждение будет на порядок больше. Стоит упомянуть, что на нашей базе трудятся целые династии работников флота – это достойная смена. Но не могу не отметить, что средний возраст наших капитанов предпенсионный, старших помощников – в пределах 40 лет, вторых – около 35. Смена поколений неизбежна! После завершения прошлогодней навигации на заслуженный отдых ушли порядка 10 человек – а это целый экипаж. Замену комсоставу подобрать было непросто, но мы нашли компромисс, проблему решили. Молодым вставать у руля, и хотелось бы, чтобы смена стала достойной.
- Требования к речникам ежегодно растут, значит работникам нужны новые дипломы и документы… Как обстоят дела с обучением речников?
- Все заинтересованы в профессиональном росте, каждую зиму специалистам приходится учиться, повышать квалификацию. Обучение проходят в Нижнем Новгороде, Казани. Если есть возможность, то приглашаем преподавателей в наш ТЭТ. Наша компания может оплатить обучение, но в таком случае человеку необходимо отработать в компании три года.
- Что пожелаете речникам в наступившей навигации?
- Я хочу пожелать, чтобы наши люди всегда были обеспечены работой, а звениговский флот всегда был востребован на перевозках различных грузов. Всем безаварийной работы, здоровья и благополучия!
- Благодарю за беседу, Александр Леонидович!
О.Перцева
Фото автора
Для справки:
А. Никитин стал директором ЗБТОФ 1 марта 2013г. Он – потомственный речник, его мать Валентина Кузьминична четверть века проработала на флоте. После окончания восьми классов А.Никитин поступил в Звениговское ГПТУ-7 на рулевого-моториста, в 1992 году заочно окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта (ныне ВГАВТ). Потом прошел ускоренные курсы в ГРУ на морское судовождение. Трудовая биография А.Никитина началась в Звенигове, он работал на реке старпомом, в дальнейшем на морских маршрутах он «вырос» до капитана и шесть лет управлял судами. Потом вернулся в ЗБТОФ, три года трудился капитаном-наставником, после чего был назначен директором базы.
Оставить комментарий